Язык рецензий на балетные спектакли 20—30-х гг. XX в.
Анастасия Евгеньевна Тютюкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 206
2019-04-16
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрен ряд
языковых особенностей рецензий на балетные спектакли. Рецензия рассматривается
как интерпретационный текст, в котором представлен вербальный анализ
невербального сценического действия — балета. В качестве материала выступают тексты
рецензий на балет «Лебединое озеро», написанных в 20—30-е гг. XX в.
Тезисы
Балет
«Лебединое озеро» — важнейший компонент русской культуры, поэтому
лингвистический анализ текстов, связанных с ним, актуален и необходим.
Предметный интерес исследования — лингвистика малого текста, знакового для
русской культуры.
В докладе представлены некоторые результаты работы с интерпретационными текстами — рецензиями на балетные спектакли, функционирующему вне театра (в отличие, например, от текстов либретто). Рецензии рассмотрены как тексты критического характера, в которых можно выделить и экстралингвистический сегмент.
Для исследования были выбраны рецензии 20—30 гг. XX в., потому что советский балет именно этого периода постепенно становится символом нового государства, идеология которого влияет на эстетику традиционного спектакля. Так, именно в советский период трагический финал «Лебединого озера» был изменен на счастливый конец.
Материалом исследования являются тексты рецензий на спектакль «Лебединое озеро», изданные в Ленинграде в газетах «Жизнь искусства», «Литературный Ленинград», «Красная газета».
В докладе представлены некоторые результаты работы с интерпретационными текстами — рецензиями на балетные спектакли, функционирующему вне театра (в отличие, например, от текстов либретто). Рецензии рассмотрены как тексты критического характера, в которых можно выделить и экстралингвистический сегмент.
Для исследования были выбраны рецензии 20—30 гг. XX в., потому что советский балет именно этого периода постепенно становится символом нового государства, идеология которого влияет на эстетику традиционного спектакля. Так, именно в советский период трагический финал «Лебединого озера» был изменен на счастливый конец.
Материалом исследования являются тексты рецензий на спектакль «Лебединое озеро», изданные в Ленинграде в газетах «Жизнь искусства», «Литературный Ленинград», «Красная газета».