XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Антропонимия русской лирической песни

Екатерина Романовна Пальмина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

213
2019-04-17
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования послужили собственные имена лирических героев русских необрядовых песен, представленных в семитомной антологии «Великорусские народные песни», составленной проф. А. И. Соболевским. 
В лирических песнях  имена не являются обязательным свойством героев, могут меняться от варианта к варианту одной песни. Однако существует ряд песенных сюжетов с устойчивыми именами, которые совпадают в большинстве вариантов. Можно предположить, что в подобных песнях имя связано с сюжетом песни и самим образом лирического героя. 


Тезисы

Предметом исследования послужили собственные имена лирических героев русских необрядовых песен, представленных в знаменитой семитомной антологии «Великорусские народные песни», составленной профессором А. И. Соболевским. Статистика выполнена на основе материала томов II—VII, в которых собраны лирические песни. В перечисленных томах представлено 4269 песен, собственные имена лирических героев обнаружены нами в 2186 песнях. При этом женские имена встречаются в 794 песнях, мужские имена, соответственно, упоминаются в 1392 песнях. Среди личных имен персонажей можно обнаружить как редкие, так и распространенные имена, которые и стали основным предметом нашего исследования. Среди женских имен можно отметить 5 наиболее часто встречающихся: 1) Мария — в 176 песнях, 2) Екатерина — в 109 песнях, 3) Евдокия — в 107 песнях, 4) Александра — в 60 песнях, 5) Анна — в 48 песнях.Среди мужских имен самыми распространенными являются: 1) Иван — 234 песнях, 2) Ваня — в 210 песнях, 3) Василий — в 54 песнях, 4) Семен —  в 22 песнях, 5) Алексей — в 17 песнях. 
В лирических песнях так же, как и в сказке, имена не являются обязательным свойством героев, могут меняться от варианта к варианту одной песни. Однако существует ряд песенных сюжетов с устойчивыми именами, которые совпадают в большинстве вариантов. Можно предположить, что в подобных песнях имя связано с сюжетом песни и самим образом лирического героя. Согласно исследованию М. Н. Морозовой  об антропонимии русских народных сказок, имена персонажей указывают на их особенности: социальные, психологические, физические, возрастные, функциональные. Понимая жанровые различия между сказочными и песенными сюжетами, мы тем не менее предполагаем аналогичную ситуацию в песенных сюжетах с устойчивым именем персонажа. В ходе дальнейших исследований мы проанализируем данные песенные сюжеты и постараемся сделать вывод о функциональной значимости имени героя русских народных лирических песен.