Редукция частотных словоформ в спонтанной речи русскоязычных детей 4—5 лет
Полина Вадимовна Шаньгина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2019-04-17
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию реализаций частотных словоформ (привет, здравствуйте, спасибо, когда, тогда, только и т. д.) в русской спонтанной речи детей дошкольного возраста (4—5 лет). В докладе будут изложены результаты анализа фонетического облика частотной лексики, извлеченной из детских нарративов, записанных автором в начале 2019 г. в нескольких детских садах г. Санкт-Петербурга.
В
ходе исследования была проверена
гипотеза о том, влияет ли частотность
слов в речи ребенка раннего дошкольного возраста на их фонетическую
полноту.
Тезисы
Исследование реализаций частотных
словоформ в спонтанной речи с точки
зрения сохранности их фонетического облика является одним из
наиболее актуальных направлений
исследований процессов порождения и
восприятия речи, поскольку частотность
является одним из факторов, способствующих возникновению фонетической редукции: считается, что частотные слова в большей степени подвержены редукции, чем нечастотные.
Данное исследование выполняется в рамках
проекта «Фонетическая редукция в детской
речи (на материале русского языка)» (поддержанного грантом Президента РФ для молодых кандидатов наук №МК-6776.2018.6, руководитель — Е. И. Риехакайнен) и направлено
на изучение реализации в детской речи
тех словоформ, которые в речи взрослых
регулярно подвергаются редукции или
даже встречаются в редуцированном виде
чаще, чем в полном.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что частотность слов в речи ребенка отрицательно влияет на их фонетическую полноту — таким образом, согласно гипотезе, в возрасте 4—5 лет в речи ребенка частотные словоформы (когда, тогда, только, еще, для и т. д., включая частотные формулы вежливости — привет, здравствуйте, спасибо, до свидания) реализуются уже в редуцированном виде (при отсутствии у ребенка речевых патологий).
Гипотеза данного исследования заключается в том, что частотность слов в речи ребенка отрицательно влияет на их фонетическую полноту — таким образом, согласно гипотезе, в возрасте 4—5 лет в речи ребенка частотные словоформы (когда, тогда, только, еще, для и т. д., включая частотные формулы вежливости — привет, здравствуйте, спасибо, до свидания) реализуются уже в редуцированном виде (при отсутствии у ребенка речевых патологий).
Исследовательский
вопрос, стоящий перед автором в данном
исследовании, — появляются ли редуцированные
реализации частотных словоформ в детской
речи непосредственно на пограничном этапе развития
речи ребенка (после грамматического и
лексического взрывов) и являются ли они
истинно редуцированными (как в речи
взрослых людей), или редуцируются
в силу недостаточной сформированности артикуляторных навыков ребенка. Из этого также вытекает
вопрос о том, существует ли возможность выявить
конкретный возраст, когда в процессе
онтогенеза фонетические реализации частотных
словоформ приобретают редуцированный
вид, и влияет ли на это наличие у ребенка речевых
патологий.
Материалом
исследования послужил корпус записей
устной речи воспитанников детских садов г. Санкт-Петербурга (15 мальчиков, 35 девочек),
собранный автором данного исследования
в ходе эксперимента, включавшего в себя беседу-знакомство экспериментатора с ребенком, и игру в магазин.