XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Ино дѣло имамъ неотложно...»: О некоторых элементах житийной топики в «Записке о смерти Пафнутия Боровского» инока Иннокентия

Софья Михайловна Маланина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-17
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено функционированию древнерусской житийной топики в «Записке о смерти Пафнутия Боровского» инока Иннокентия (вт. пол. XV в.). Документальный материал в произведении организован в частичном соответствии с сюжетной схемой древнерусского монашеского жития, что способствует созданию символического плана повествования. В рамках доклада этот механизм прослеживается на примере мотивов «ухода от мира» и «нежелания славы от человек», представляющихся одними из ключевых смысловых элементов «Записки».

Тезисы

«Записка о смерти Пафнутия Боровского» инока Иннокентия — памятник древнерусской литературы вт. пол. XV в., представляющий собой хронику последних дней жизни преподобного Пафнутия Боровского (1394—1477), основателя и первого игумена Боровского монастыря. Единственный известный нам список содержится в сборнике XVI в. из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (РГБ, ф. 113, собр. Волоколамского монастыря, № 515). Впервые текст «Записки» был опубликован в 1871 г. В. О. Ключевским, рассматривавшим «Записку» в первую очередь как подготовительный материал для написания Жития Пафнутия Боровского, составленного позднее Вассианом Саниным (ум. 1515 г.). С тех пор «Записка» не раз привлекала внимание исследователей, при этом долгое время ученые видели в ней в первую очередь документ, не отказывая ей, однако, и в своеобразной выразительности, обусловленной самой ее документальной природой. Однако с 80-х гг. XX в., начиная с предисловия Д. С. Лихачева к пятому выпуску серии «Памятники литературы древней Руси» (1982), «Записка» воспринимается как текст, поддающийся литературоведческой интерпретации.
Целью нашего исследования было изучение поэтики «Записки» с точки зрения ее связи с древнерусской агиографической традицией. В качестве модели исследования была взята выявленная Т. Р. Руди незамкнутая система топосов, типичных для древнерусских монашеских житий, опираясь на которую мы попытались показать, как проанализированные исследовательницей традиционные повторяющиеся элементы реализуются в «Записке о смерти Пафнутия Боровского». Анализ житийной топики в составе «Записки» обнаруживает одну важную особенность ее поэтики, на которую, как нам кажется, до этого недостаточно обращали внимание. Можно заключить, что исследуемый текст 
не просто представляет собой подробное и правдивое изложение событий, но и демонстрирует особый принцип отбора и расположения фактов, за счет которого многочисленные бытовые детали, встречающиеся в «Записке», наполняются символическим смыслом, что создает второй план повествования: образ Пафнутия прочитывается как образ святого.
В докладе мы планируем показать выявленный нами композиционный принцип на примере отдельных мотивов, а также доказать, что ему подчиняется функционирование некоторых библейских цитат в тексте «Записки».