Рецепция Дж. Д. Сэлинджера в молодежной прозе 1960—70-х гг. (по материалам журнала «Юность»)
Кристина Леонидовна Чекушова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
ауд. 215-а
2019-04-17
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется рецепция романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (в переводе Р. Райт-Ковалевой) в массовой литературе СССР на примере публикаций журнала «Юность».
Тезисы
Основная тенденция «романа воспитания»
в «литературе советского времени» (по словам М. О. Чудаковой) состоит в том, что тема становления личности подменяется темой вхождения героя в
коммунистический социум. В безусловном виде эту тенденцию демонстрирует заглавие культовой книги Н. А. Островского «Как закалялась сталь». Но на фоне «оттепели» ситуация
несколько меняется, главным образом под воздействием романа Дж. Д. Сэлинджера «Над
пропастью во ржи». Его публикация в журнале «Иностранная литература» в 1960 г. в переводе Р. Райт-Ковалевой становится значимым событием, а само произведение начинает
восприниматься почти как факт отечественной литературы.
Популярность романа в СССР объясняется совокупностью различных факторов: герой восстает против прописных истин (что сродни общественным настроениям «оттепели»), резкость характера героя несколько смягчена в переводе. Все это определило мощный отклик на роман в массовой молодежной прозе. В ходе изучения рецепции романа было проанализировано более 20 произведений, опубликованных в журнале «Юность» в 1960—70-е гг. Были выделены следующие типологические черты «сэлинджеровской» советской повести:
1. Перволичностная наррация от имени рефлексирующего подростка;
2. Комплекс мотивов, характерных для романа Сэлинджера: конфликт с семьей/школой/системой; память о «большой войне»; семейная драма, не проговариваемая вслух с героем;
3. Упоминание романа Сэлинджера/отсылки к его конкретным эпизодам.
В нашем исследовании мы сопоставили два репрезентативных образца, каждый из которых зафиксировал не только отсылки к роману Сэлинджера, но и изменения в атмосфере 1960—70-х гг.
Повесть ленинградского писателя В. Г. Фролова «Что к чему» (1966) ставит во главу угла актуальные проблемы эпохи. Акцентируя их, герой в полной мере переживает юношеский кризис в советских реалиях. Драматизм сюжетной ситуации (развод родителей, первая любовь) соотносится с повествованием от первого лица. Ряд эпизодов (исключение из школы, поход в музей, поиск «друга-взрослого») прямо отсылает к роману «Над пропастью во ржи».
Повесть А. Е. Рекемчука «Мальчики» (1970) обладает рядом черт, которые свойственны дидактической повести. Этот текст является компромиссным вариантом «советского Сэлиинджера»: закрытое учебное заведение трансформируется в интернат при музыкально-хоровом училище, герой переживает кризис, обусловленный его талантом. В повести есть ряд эпизодов, почти цитатных по отношению к «Над пропастью во ржи».
Основным отличием между двумя приведенными повестями является изменение канона советской повести, вобравшей в себя характерные черты своей эпохи. Приведенные факты позволяют говорить о воздействии Сэлинджера на массовую журнальную прозу и, таким образом, о феномене его рецепции в советской литературе.
Популярность романа в СССР объясняется совокупностью различных факторов: герой восстает против прописных истин (что сродни общественным настроениям «оттепели»), резкость характера героя несколько смягчена в переводе. Все это определило мощный отклик на роман в массовой молодежной прозе. В ходе изучения рецепции романа было проанализировано более 20 произведений, опубликованных в журнале «Юность» в 1960—70-е гг. Были выделены следующие типологические черты «сэлинджеровской» советской повести:
1. Перволичностная наррация от имени рефлексирующего подростка;
2. Комплекс мотивов, характерных для романа Сэлинджера: конфликт с семьей/школой/системой; память о «большой войне»; семейная драма, не проговариваемая вслух с героем;
3. Упоминание романа Сэлинджера/отсылки к его конкретным эпизодам.
В нашем исследовании мы сопоставили два репрезентативных образца, каждый из которых зафиксировал не только отсылки к роману Сэлинджера, но и изменения в атмосфере 1960—70-х гг.
Повесть ленинградского писателя В. Г. Фролова «Что к чему» (1966) ставит во главу угла актуальные проблемы эпохи. Акцентируя их, герой в полной мере переживает юношеский кризис в советских реалиях. Драматизм сюжетной ситуации (развод родителей, первая любовь) соотносится с повествованием от первого лица. Ряд эпизодов (исключение из школы, поход в музей, поиск «друга-взрослого») прямо отсылает к роману «Над пропастью во ржи».
Повесть А. Е. Рекемчука «Мальчики» (1970) обладает рядом черт, которые свойственны дидактической повести. Этот текст является компромиссным вариантом «советского Сэлиинджера»: закрытое учебное заведение трансформируется в интернат при музыкально-хоровом училище, герой переживает кризис, обусловленный его талантом. В повести есть ряд эпизодов, почти цитатных по отношению к «Над пропастью во ржи».
Основным отличием между двумя приведенными повестями является изменение канона советской повести, вобравшей в себя характерные черты своей эпохи. Приведенные факты позволяют говорить о воздействии Сэлинджера на массовую журнальную прозу и, таким образом, о феномене его рецепции в советской литературе.