Historia Augusta как один из источников диалога Петрарки «О коринфских сосудах»
Арина Олеговна Старикова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-04-19
15:50 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен античным источникам диалога «О коринфских
сосудах» Петрарки в трактате «О средствах против превратностей судьбы»
(«De remediis utriusque fortunae» I, 42). Особое внимание уделяется пассажу,
отсылающему к Historia Augusta (Claud.
17): в ранних изданиях трактата в этом месте в текст вкралась любопытная
ошибка (имя Gallienus
заменено на Caius).
Прослеживается история издания трактата от момента возникновения ошибки до ее
исправления.
Тезисы
В диалоге Петрарки «О коринфских сосудах» («De vasis Corinthiis»
в De remediis utriusque fortunae I, 42) обсуждается античная легенда об изобретении
коринфской бронзы: при разрушении Коринфа Муммием в 146 г. до н. э. в пожаре
расплавились золотые, серебряные и бронзовые статуи, и получился сплав, изделия
из которого высоко ценились в античности. В трактате Петрарки вопрос о
необходимости роскошной утвари обсуждают Ratio (разум) и Gaudium
(радость): аргументы Ratio
против стремления приобретать сосуды из коринфской бронзы включают в себя целый
ряд отсылок к античным авторам, причем не только к тем,
которые непосредственно обсуждали легенду о коринфской бронзе.
Из античных авторов, передающих эту легенду (Флор, Орозий, Петроний и Исидор Севильский), основным для Петрарки был Флор, которого он высоко ценил и как источник, и за его стиль. Помимо прямых свидетельств об aes Corinthium, Петрарка ссылается на Сенеку (в основном, на его этические оценки роскошной утвари), но кроме того, передает близко к оригиналу часть письма Галлиена из Historia Augusta, в котором описывались искусно выполненные сосуды, которые тот послал Клавдию (Claud. 17).
Данный пассаж примечателен не только включением в обсуждение aes Corinthium достаточно неожиданного источника, но и тем, что в издании De remediis utriusque fortunae конца XV в. в нем обнаруживается любопытная ошибка: имя Gallienus оказывается заменено на Caius. Ошибка эта (или, что вероятнее, исправление текста на основании неправильной идентификации Гая Калигулы с императором Галлиеном, правившим в 253—268 гг. н. э.) оставалась незамеченной на протяжении нескольких веков и кочевала от издания к изданию. В докладе предполагается объяснить появление данной ошибки и проследить ее бытование в изданиях трактата Петрарки вплоть до исправления.
Из античных авторов, передающих эту легенду (Флор, Орозий, Петроний и Исидор Севильский), основным для Петрарки был Флор, которого он высоко ценил и как источник, и за его стиль. Помимо прямых свидетельств об aes Corinthium, Петрарка ссылается на Сенеку (в основном, на его этические оценки роскошной утвари), но кроме того, передает близко к оригиналу часть письма Галлиена из Historia Augusta, в котором описывались искусно выполненные сосуды, которые тот послал Клавдию (Claud. 17).
Данный пассаж примечателен не только включением в обсуждение aes Corinthium достаточно неожиданного источника, но и тем, что в издании De remediis utriusque fortunae конца XV в. в нем обнаруживается любопытная ошибка: имя Gallienus оказывается заменено на Caius. Ошибка эта (или, что вероятнее, исправление текста на основании неправильной идентификации Гая Калигулы с императором Галлиеном, правившим в 253—268 гг. н. э.) оставалась незамеченной на протяжении нескольких веков и кочевала от издания к изданию. В докладе предполагается объяснить появление данной ошибки и проследить ее бытование в изданиях трактата Петрарки вплоть до исправления.