Путь к свободе высказывания в стихотворениях Ф. И. Тютчева
Динара Назифовна Гатауллина
Докладчик
магистрант 2 курса
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
ауд. 188
2019-04-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В работе рассматривается, каким
образом в лирике Ф. И. Тютчева проблема невозможности идеального высказывания сталкивается
с желанием выразить себя в слове. Ставится вопрос об ожиданиях поэта от
художественного слова. Отмечается его стремление найти способ преодолеть
невыразимость. По результатам исследования делается вывод о том, что Тютчев
видит в поэтическом творчестве путь к наиболее полному и верному отражению
мира.
Тезисы
Цель исследования — проследить, как в лирике Ф. И. Тютчева
решается противоречие между желанием говорить и невозможностью выстроить
идеальное высказывание, какие возможности поэт видит
в художественном слове, почему не оставляет попыток высказывания и предполагает
ли выход из ситуации невыразимости.
Философское начало в поэзии обращается к вопросам о сущности слова, соотношении звучания и смысла, непознаваемости мира и всех глубин человеческой души. Тютчев делает попытку примирить в пределах художественного текста противоборствующие стихии. С этим связана полифоничность и многосубъектность его стихотворений. Поэт объединяет индивидуальное и общечеловеческое начало. Притом он не отрицает, что в слове заложен весь потенциал смыслов. Но человек не в силах истолковать их, как и неспособен понять совершенный язык природы. Чтобы расширить свои возможности, говорящему необходимо внимательнее прислушиваться к «общему хору». Тогда он станет частью стройного звучания и обретет свободу высказывания. Тютчев подчёркивает, что слово в поэзии борется с пустотой содержания и фактом отсутствия должной формы.
В художественном слове сходятся противоположности, ведь оно принадлежит и разуму человека, и его интуитивному восприятию мира. Так высказывание становится более полным и близким к идеалу. Акт творчества предстаёт здесь смелым поступком, вызовом постоянным сомнениям в силе своего таланта. Поэт не смиряется с невыразимостью, а берет на себя труд по представлению мира в звучащем слове и поиску его изначальной сути. Таким образом, мы видим, что Тютчев воспринимает поэтическое слово в качестве проводника необходимых смыслов, он каждый раз борется за свое право говорить, приближаться к созданию гармоничного по форме и содержанию высказывания.
Философское начало в поэзии обращается к вопросам о сущности слова, соотношении звучания и смысла, непознаваемости мира и всех глубин человеческой души. Тютчев делает попытку примирить в пределах художественного текста противоборствующие стихии. С этим связана полифоничность и многосубъектность его стихотворений. Поэт объединяет индивидуальное и общечеловеческое начало. Притом он не отрицает, что в слове заложен весь потенциал смыслов. Но человек не в силах истолковать их, как и неспособен понять совершенный язык природы. Чтобы расширить свои возможности, говорящему необходимо внимательнее прислушиваться к «общему хору». Тогда он станет частью стройного звучания и обретет свободу высказывания. Тютчев подчёркивает, что слово в поэзии борется с пустотой содержания и фактом отсутствия должной формы.
В художественном слове сходятся противоположности, ведь оно принадлежит и разуму человека, и его интуитивному восприятию мира. Так высказывание становится более полным и близким к идеалу. Акт творчества предстаёт здесь смелым поступком, вызовом постоянным сомнениям в силе своего таланта. Поэт не смиряется с невыразимостью, а берет на себя труд по представлению мира в звучащем слове и поиску его изначальной сути. Таким образом, мы видим, что Тютчев воспринимает поэтическое слово в качестве проводника необходимых смыслов, он каждый раз борется за свое право говорить, приближаться к созданию гармоничного по форме и содержанию высказывания.