К вопросу о влиянии творчества Т. С. Элиота на поэтический метод Ш. Хини
Елизавета Сергеевна Глебова
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
ауд. 190
2019-04-18
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена исследованию влияния поэтического метода Т. С Элиота (1888—1965, Eliot) на ирландского поэта Ш. Хини (1939—2013, Heaney). Особое внимание уделено поэме Элиота «Бесплодная земля», которая становится для Хини образцом поэтического произведения. У Элиота поэт учится познавать современный ему мир через миф, что находит своё отражение в сборнике «север». «Экстенсивный» поиск Грааля у Элиота трансформируется у Хини в «интенсивное» вкапывание вглубь болот, которое должно помочь поэту, по-элиотовски погрузившемуся в имперсональное, постичь суть произошедшего и происходящего.
Тезисы
В докладе рассматривается влияние творчества Т. С. Элиота (1888—1965, Eliot) на формирование
поэтической традиции Ш. Хини (1939—2013, Heaney). С применением сопоставительного метода поэма Элиота
«Бесплодная земля» сравнивается с первой частью сборника Хини «Север», с тем, чтобы через
«элиотическую» призму выявить основные факторы, оказавшие влияние на
формирование поэзии Хини. Анализ подкрепляется обращением к критическим
работам, интервью и сочинениям Элиота и Хини.
Сборник «Север» представляется самой яркой «элиотической» нотой в творчестве Хини, его «Бесплодной землёй», попыткой представить мир через миф, объясняющий происходящие явления. В нём Хини видится абсолютно антибиографичным, следующим основному тезису Элиота — «не поэт, а поэзия». Это этап творчества поэта, в котором отдаётся дань уважения мифологическому методу. Подобно Элиоту, обращающемуся к культурному прошлому и переносящему его в современность, Хини находит вдохновение в своей родной культурной традиции. Это прослеживается в обращении поэтов к текстам ушедших эпох, а также к мифологическому прошлому. Так, Элиот берет за источник произведения легенду о Короле-Рыбаке, что поплатился за насилие плодородностью своей земли, в то время как Хини использует образы жертв богине плодородия. Как в сборнике, так и в поэме за основной стержень взят образ ландшафта (болото у Хини и земля Элиота), служащий средством раскрытия идеи обречённости человечества на постоянную войну.
Бесплодная земля в произведении Элиота становится символом бездуховности современной жизни, в то время как болото (местность, неспособная быть плодоносной) Хини представляется хранителем истории, приносящим свои плоды в виде жертв предрассудков и насилия. У обоих авторов также находим склонность к романтизации явлений, казалось бы, самых недостойных данного приема. Это и прорастающий в саду труп в произведении Элиота, и болотные тела Хини, представляемые им как произведения искусства. Данный пример также иллюстрирует общую для поэтов идею возможности воскресения после смерти. Приём Элиота, заключающийся в погружении в себя, описывается Хини в его работе «Учиться у Элиота». Подобно Элиоту, проникающему через собственный разум в разум Европы, Хини на протяжении всего своего творчества «выкапывает» разум культуры своей родины внутри себя.
Таким образом, рамки сопоставления творчества Хини и Элиота представляются куда более широкими, чем границы данных произведений, что является стимулом к более глубокому изучению творчества поэтов. Однако уже сейчас можно сделать вывод о формирующем влиянии, оказанном Элиотом на поэтические ценности Хини и ставшим для него своего рода литературным катализатором.
Сборник «Север» представляется самой яркой «элиотической» нотой в творчестве Хини, его «Бесплодной землёй», попыткой представить мир через миф, объясняющий происходящие явления. В нём Хини видится абсолютно антибиографичным, следующим основному тезису Элиота — «не поэт, а поэзия». Это этап творчества поэта, в котором отдаётся дань уважения мифологическому методу. Подобно Элиоту, обращающемуся к культурному прошлому и переносящему его в современность, Хини находит вдохновение в своей родной культурной традиции. Это прослеживается в обращении поэтов к текстам ушедших эпох, а также к мифологическому прошлому. Так, Элиот берет за источник произведения легенду о Короле-Рыбаке, что поплатился за насилие плодородностью своей земли, в то время как Хини использует образы жертв богине плодородия. Как в сборнике, так и в поэме за основной стержень взят образ ландшафта (болото у Хини и земля Элиота), служащий средством раскрытия идеи обречённости человечества на постоянную войну.
Бесплодная земля в произведении Элиота становится символом бездуховности современной жизни, в то время как болото (местность, неспособная быть плодоносной) Хини представляется хранителем истории, приносящим свои плоды в виде жертв предрассудков и насилия. У обоих авторов также находим склонность к романтизации явлений, казалось бы, самых недостойных данного приема. Это и прорастающий в саду труп в произведении Элиота, и болотные тела Хини, представляемые им как произведения искусства. Данный пример также иллюстрирует общую для поэтов идею возможности воскресения после смерти. Приём Элиота, заключающийся в погружении в себя, описывается Хини в его работе «Учиться у Элиота». Подобно Элиоту, проникающему через собственный разум в разум Европы, Хини на протяжении всего своего творчества «выкапывает» разум культуры своей родины внутри себя.
Таким образом, рамки сопоставления творчества Хини и Элиота представляются куда более широкими, чем границы данных произведений, что является стимулом к более глубокому изучению творчества поэтов. Однако уже сейчас можно сделать вывод о формирующем влиянии, оказанном Элиотом на поэтические ценности Хини и ставшим для него своего рода литературным катализатором.