Богословское учение о символе в дидактических сочинениях Тихона Задонского
София Александровна Колинько
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2019-04-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается учение об образе
и символе в святоотеческой богословской литературе. Неизменное обращение к
святоотеческой образности и символике — одна из доминантных черт
художественного метода епископа Тихона Задонского. Художественное и
богословское наследие писателя — ценный и пока малоизученный вклад в русскую
литературу и духовную культуру.
Тезисы
Тихон Задонский, епископ Воронежский и Елецкий (Т. С.
Соколов, 1724—1783) оставил после себя
богатое богословское и литературное наследство. Однако, несмотря на
определённую эстетическую ценность, его тексты практически не рассматриваются с
литературоведческой точки зрения.
Следует отметить, что особое внимание в научных работах уделяется дидактической составляющей текстов Тихона Задонского, так как его сочинения участвовали в становлении новой литературы нравоучительно-дидактического жанра XVIII—XIX вв. Художественное своеобразие текстов Тихона Задонского также стоит рассматривать в контексте теории об образе и символе у богословов и святых отцов. Церковное искусство, как и светское, использует художественные образы, символы, тропы и стилистические фигуры для определённого воздействия на человека. Однако целеполагание и знаковость образа в Церкви отличаются от искусства в обычном понимании. Главное в религиозном искусстве — выражение божественного откровения, свидетельство о Боге.
Тем не менее, не любой образ способен выразить божественное так, чтобы воздействовать на ум и душу человека сообразно учению Христа. Следуя трудам святых отцов и постановлениям Вселенских Соборов, как в иконе, так и в словесном творчестве, христианские мастера опираются на принцип мимесиса. Подражание действительности — один из основополагающих принципов создания художественного образа. Итак, образ в понимании богословов — неотъемлемая часть церковной жизни, так как с его помощью человек возвышает свои мысли до Первообраза, дабы отвлечься от всего суетного и направить всё своё существо на божественное.
В свою очередь, понятие «символ» возникает у богословов там, где они рассуждают об «изображении неизобразимого и видов безвидного», когда ни о каком «двойнике» изображаемого не может идти речи, а возможно лишь указание на Первообраз. То есть с помощью образа, указывающего на божественное при символическом наполнении, нам возможно возноситься мыслями до Первообраза. При этом созерцательная ценность образа уступает символу, так как именно включение образа в контекст Священного Писания и Предания (указание на него, знаковость) делает его символом и позволяет человеку постигать божественное.
В результате обращения к произведениям «Путник», «Семя» удалось рассмотреть, как происходит символизация образов. Вследствие анализа было выявлено, что Тихон Задонский в своем творчестве следует теории о символе, которая была развита святыми отцами и богословами. Символы, используемые Тихоном Задонским, берут своё начало в евангельских притчах, святоотеческой литературе, в частности, в «Словах» Иоанна Златоуста. Именно понимание того, что все предметы нашего мира мы видим «как бы сквозь тусклое стекло», реализуется в творчестве Тихона Задонского.
Следует отметить, что особое внимание в научных работах уделяется дидактической составляющей текстов Тихона Задонского, так как его сочинения участвовали в становлении новой литературы нравоучительно-дидактического жанра XVIII—XIX вв. Художественное своеобразие текстов Тихона Задонского также стоит рассматривать в контексте теории об образе и символе у богословов и святых отцов. Церковное искусство, как и светское, использует художественные образы, символы, тропы и стилистические фигуры для определённого воздействия на человека. Однако целеполагание и знаковость образа в Церкви отличаются от искусства в обычном понимании. Главное в религиозном искусстве — выражение божественного откровения, свидетельство о Боге.
Тем не менее, не любой образ способен выразить божественное так, чтобы воздействовать на ум и душу человека сообразно учению Христа. Следуя трудам святых отцов и постановлениям Вселенских Соборов, как в иконе, так и в словесном творчестве, христианские мастера опираются на принцип мимесиса. Подражание действительности — один из основополагающих принципов создания художественного образа. Итак, образ в понимании богословов — неотъемлемая часть церковной жизни, так как с его помощью человек возвышает свои мысли до Первообраза, дабы отвлечься от всего суетного и направить всё своё существо на божественное.
В свою очередь, понятие «символ» возникает у богословов там, где они рассуждают об «изображении неизобразимого и видов безвидного», когда ни о каком «двойнике» изображаемого не может идти речи, а возможно лишь указание на Первообраз. То есть с помощью образа, указывающего на божественное при символическом наполнении, нам возможно возноситься мыслями до Первообраза. При этом созерцательная ценность образа уступает символу, так как именно включение образа в контекст Священного Писания и Предания (указание на него, знаковость) делает его символом и позволяет человеку постигать божественное.
В результате обращения к произведениям «Путник», «Семя» удалось рассмотреть, как происходит символизация образов. Вследствие анализа было выявлено, что Тихон Задонский в своем творчестве следует теории о символе, которая была развита святыми отцами и богословами. Символы, используемые Тихоном Задонским, берут своё начало в евангельских притчах, святоотеческой литературе, в частности, в «Словах» Иоанна Златоуста. Именно понимание того, что все предметы нашего мира мы видим «как бы сквозь тусклое стекло», реализуется в творчестве Тихона Задонского.