Диалогическое взаимодействие романа К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и трагедии В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»
Елизавета Яковлевна Горлова
Докладчик
студент 2 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
ауд. 190
2019-04-18
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе сопоставляются два постмодернистских текста — роман американского автора К. Кизи (1935—2001, Kesey) «Пролетая над гнездом кукушки» и пьеса советского писателя В. Ерофеева (1938—1990) «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». И сходство фабулы произведений, и общие для обоих текстов мотивы, и образы главных героев делают такое сопоставление возможным. Однако, несмотря на фундаментальные сходства, это принципиально разные произведения. Поэтика и внутренняя философия текстов определяют главные различия между пьесой и романом, хотя оба произведения были созданы в контексте постмодернизма.
Тезисы
Категория интертекстуальности находит отражение в творчестве советского писателя В. Ерофеева (1938—1990). Его пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» имплицитно ассоциируется с романом американского автора К. Кизи (1935—2001, Kesey) «Пролетая над гнездом кукушки». Сходство фабулы произведений очевидно: оба автора описывают пребывание главного героя в психиатрической больнице, где развиваются деструктивные отношения между медперсоналом и пациентами.
Несмотря на это фундаментальное сходство, каждый автор предлагает принципиально новое решение общей для произведений проблемы. Это обусловлено тем, что с точки зрения внутренней философии и поэтики эти тексты совершенно разные, хотя оба созданы в контексте постмодернизма.
Роман Кизи отражает философию автора, близкую керуаковской философии дзен-буддизма, в том время как пьеса Ерофеева — результат отчаянной постмодернистской игры автора. Произведение Кизи затрагивает серьёзные проблемы (одна из которых — проблема отношений человека и государства, иносказательно представленная в виде отношений между пациентами и психиатрической больницей). Наполненное трагизмом повествование оставляет лишь в некоторых моментах возможность для свойственного постмодернизму смеха. Но это не тот абсурдистский злой смех, царящий в пьесе Ерофеева, где автор отвергает серьёзность во всех её проявлениях.
Даже общий для обоих текстов мотив смерти раскрывается авторами по-разному. Если в произведении Кизи смерть — это акт освобождения, символ надежды на что-то большее, то в произведении Ерофеева смерть нелепа, а потому и ужасна, но на фоне общего гротеска интуитивно ощущается как то, что носит название «в порядке вещей».Таким образом, в центре нашего исследования находится сопоставление объективно похожих, но принципиально разных текстов — романа «Пролетая над гнездом кукушки» и пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».
Несмотря на это фундаментальное сходство, каждый автор предлагает принципиально новое решение общей для произведений проблемы. Это обусловлено тем, что с точки зрения внутренней философии и поэтики эти тексты совершенно разные, хотя оба созданы в контексте постмодернизма.
Роман Кизи отражает философию автора, близкую керуаковской философии дзен-буддизма, в том время как пьеса Ерофеева — результат отчаянной постмодернистской игры автора. Произведение Кизи затрагивает серьёзные проблемы (одна из которых — проблема отношений человека и государства, иносказательно представленная в виде отношений между пациентами и психиатрической больницей). Наполненное трагизмом повествование оставляет лишь в некоторых моментах возможность для свойственного постмодернизму смеха. Но это не тот абсурдистский злой смех, царящий в пьесе Ерофеева, где автор отвергает серьёзность во всех её проявлениях.
Даже общий для обоих текстов мотив смерти раскрывается авторами по-разному. Если в произведении Кизи смерть — это акт освобождения, символ надежды на что-то большее, то в произведении Ерофеева смерть нелепа, а потому и ужасна, но на фоне общего гротеска интуитивно ощущается как то, что носит название «в порядке вещей».Таким образом, в центре нашего исследования находится сопоставление объективно похожих, но принципиально разных текстов — романа «Пролетая над гнездом кукушки» и пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».