Антиматримониальные тактики в поведении деревенских женщин
Анастасия Олеговна Захарова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2019-04-18
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
В
докладе на примере устных биографических нарративов рассматриваются поведенческие
сценарии сопротивления женщин нормативному, матримониальному жизненному
сценарию. Материалом послужили полевые записи автора, сделанные в ходе
фольклорной практики в деревнях Архангельской области. На основе понятий
тактического и стратегического типов поведения М. де Серто рассматриваются
оценочные суждения об отклонениях от нормы. Тактики разделяются на тактики
избегания и тактики протеста; личные истории распределяются в соответствии с ними.
Тезисы
Антиматримониальные
модели поведения прослеживаются в народных сказках, песнях, былинах, излагаются
в устных биографических нарративах. В фокусе данной работы — реальные истории
женщин, «проигравших» такие модели в каких-либо жизненных обстоятельствах в
попытках избежать замужества, сопротивлении раннему замужеству, неповиновении
мужу и его родне после свадьбы. В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:
1) конкретизировать понятие «тактики» (избегания) в контексте повседневного
поведения в деревне; 2) рассмотреть и описать антиматримониальные тактики и стратегии деревенских женщин.
Материалом для исследования стали полевые записи автора, интервью, собранные в фольклорной экспедиции СПбГУ 2018 г., а также архивные материалы.
Теоретической и методологической базой для исследования послужили концепции Мишеля де Серто, изложенные им в труде «Изобретение повседневности. Искусство делать». В исследовании термины «тактика» и «стратегия» были использованы в соответствии с де Серто, у которого тактика характеризуется отсутствием власти, в то время как стратегия определяется утверждением власти.
При описании антиматримониальных поведенческих сценариев была учтена матримониальная норма в соответствии с идеями, изложенными в книге Л. Олсон и С. Б. Адоньевой «Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины»: девушка должна представлять себя деревенскому обществу в качестве невесты. В ходе работы были рассмотрены различные истории женщин об избегании замужества, оценочные суждения об описываемых ими же ситуациях с другими женщинами. Было акцентировано внимание на часто употребляющемся слове «гулять», значения которого являются дискурсивно нагруженными. Контекст употребления данного глагола был рассмотрен по словарю и антропологическим исследованиям.
В результате проведённого исследования было конкретизировано понятие тактики. На основе анализа нарративов стало возможным разделить тактическое поведение на тактики избегания и тактики протеста.
Материалом для исследования стали полевые записи автора, интервью, собранные в фольклорной экспедиции СПбГУ 2018 г., а также архивные материалы.
Теоретической и методологической базой для исследования послужили концепции Мишеля де Серто, изложенные им в труде «Изобретение повседневности. Искусство делать». В исследовании термины «тактика» и «стратегия» были использованы в соответствии с де Серто, у которого тактика характеризуется отсутствием власти, в то время как стратегия определяется утверждением власти.
При описании антиматримониальных поведенческих сценариев была учтена матримониальная норма в соответствии с идеями, изложенными в книге Л. Олсон и С. Б. Адоньевой «Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины»: девушка должна представлять себя деревенскому обществу в качестве невесты. В ходе работы были рассмотрены различные истории женщин об избегании замужества, оценочные суждения об описываемых ими же ситуациях с другими женщинами. Было акцентировано внимание на часто употребляющемся слове «гулять», значения которого являются дискурсивно нагруженными. Контекст употребления данного глагола был рассмотрен по словарю и антропологическим исследованиям.
В результате проведённого исследования было конкретизировано понятие тактики. На основе анализа нарративов стало возможным разделить тактическое поведение на тактики избегания и тактики протеста.