Сценарий как синкретический тип текста
Екатерина Вадимовна Артемьева
Докладчик
студент 4 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
129
2019-04-17
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению прототипических характеристик киносценария как
самостоятельного типа текста. Этот тип текста широко используется в различных сферах,
но вопросы комплексного научного описания его коммуникативно-прагматических,
композиционно-речевых и лингвостилистических особенностей остаются открытыми. Автор доказывает,
что киносценарий, обладая как чертами литературно-художественного текста, так и чертами «текста-инструкции», является
синкретическим. В докладе анализируются текстовые компоненты, обусловливающие
этот синкретизм.
Тезисы
Киносценарный текст недостаточно изучен, поэтому он не входит в классические типологии
текстов. Однако существуют параметры, которые могут быть задействованы при определении места текста киносценария в различных классификациях. При использовании этих параметров для определения того, какие черты других типов текста он имеет и к какому типу ближе всего находится, было установлено, что сценарий обладает как чертами литературно-художественного текста, так и «текста-инструкции».
Задачи исследования таковы: выделить характерные свойства киносценарного текста и сравнить их со свойствами нарративного и драматического текста; описать синкретический характер текста киносценария; описать архитектоническую структуру текста киносценария; рассмотреть композиционно-смысловые функции авторских ремарок; рассмотреть способы передачи речи персонажей.
Материалом для исследования послужили тексты киносценариев Р. Фассбиндера «Händler der vier Jahreszeiten» (1972), «Fontane Effi Briest» (1974) и «Angst essen Seele auf» (1974).
Исходя из положения, что текст киносценария обладает чертами различных типов текста, автор доказывает, что синкретизм является базовой и главной характеристикой киносценария. В работе также описана структура киносценария и выделены его коммуникативно-прагматические, композиционно-речевые и лингвостилистические особенности.
Задачи исследования таковы: выделить характерные свойства киносценарного текста и сравнить их со свойствами нарративного и драматического текста; описать синкретический характер текста киносценария; описать архитектоническую структуру текста киносценария; рассмотреть композиционно-смысловые функции авторских ремарок; рассмотреть способы передачи речи персонажей.
Материалом для исследования послужили тексты киносценариев Р. Фассбиндера «Händler der vier Jahreszeiten» (1972), «Fontane Effi Briest» (1974) и «Angst essen Seele auf» (1974).
Исходя из положения, что текст киносценария обладает чертами различных типов текста, автор доказывает, что синкретизм является базовой и главной характеристикой киносценария. В работе также описана структура киносценария и выделены его коммуникативно-прагматические, композиционно-речевые и лингвостилистические особенности.