Концепт «corporate social responsibility» в американском бизнес-дискурсе
Ольга Владиславовна Лыткина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 215-а
2019-04-16
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе приведены результаты лингвокогнитивного
исследования концепта «corporate social responsiblity»
в текстах американского бизнес-дискурса (на материале годовых и нефинансовых
отчетов американских компаний). Семантико-когнитивный подход с учетом дискурсного
аспекта позволяет определить структуру концепта в той форме, в какой он
существует в определенном институциональном дискурсе. Структура концепта
описывается в виде списка когнитивных блоков, организованных по принципу центра
и периферии. В докладе представлены как результаты исследования отдельных
текстов, так и обобщенные данные.
Тезисы
Феномен корпоративной социальной ответственности (corporate social responsibility) активно
проникает в российскую культуру с Запада. На сегодняшний день данная сфера
характеризуется крайней неоднородностью научных определений и национальных
подходов, что обуславливает актуальность изучения соответствующего концепта в
его реальном состоянии с учетом этноспецифики. В этой ситуации хорошим
инструментом оказывается лингвокогнитивное исследование с учетом дискурсивного
аспекта; результаты такого исследования и приводятся в данном докладе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1) методом дефиниционного анализа составить рабочую модель структуры концепта «corporate social responsibility» в дискурсе международных организаций, в наименьшей степени наделенном этноспецифичностью;
2) определить структуру концепта «corporate social responsibility» в американском бизнес-дискурсе на основе его реализаций в текстах и описать его этноспецифику.
Материалом послужили тексты годовых отчетов и нефинансовых отчетов ряда крупных американских компаний, предоставленные для ознакомления на сайтах организаций.
При анализе материала методом сплошной выборки выявлены репрезентации концепта «corporate social responsibility». По результатам семантико-когнитивной интерпретации данных единиц определены когнитивные блоки, составляющие исследуемый концепт. Структура концепта представлена как список когнитивных блоков, организованный по принципу центра и периферии, при этом близость когнитивного блока к центру определяется относительной частотностью соответствующих реализаций.
В докладе представлены как структуры концепта, полученные при анализе отдельных текстов, так и обобщенная схема. Также приводятся замечания о проблемных вопросах, связанных с данным концептом (напр., отношения между концептами «corporate social responsibility» и «sustainability», противопоставление когнитивных блоков «philanthropy» и «strategic investment»).
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1) методом дефиниционного анализа составить рабочую модель структуры концепта «corporate social responsibility» в дискурсе международных организаций, в наименьшей степени наделенном этноспецифичностью;
2) определить структуру концепта «corporate social responsibility» в американском бизнес-дискурсе на основе его реализаций в текстах и описать его этноспецифику.
Материалом послужили тексты годовых отчетов и нефинансовых отчетов ряда крупных американских компаний, предоставленные для ознакомления на сайтах организаций.
При анализе материала методом сплошной выборки выявлены репрезентации концепта «corporate social responsibility». По результатам семантико-когнитивной интерпретации данных единиц определены когнитивные блоки, составляющие исследуемый концепт. Структура концепта представлена как список когнитивных блоков, организованный по принципу центра и периферии, при этом близость когнитивного блока к центру определяется относительной частотностью соответствующих реализаций.
В докладе представлены как структуры концепта, полученные при анализе отдельных текстов, так и обобщенная схема. Также приводятся замечания о проблемных вопросах, связанных с данным концептом (напр., отношения между концептами «corporate social responsibility» и «sustainability», противопоставление когнитивных блоков «philanthropy» и «strategic investment»).