Научная презентация: манера подачи как фактор успеха
Мария Евгеньевна Молькова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 133-а
2019-04-16
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В настоящей работе
обосновывается необходимость обучения студентов естественнонаучных
специальностей навыкам публичных выступлений на английском языке. В докладе приводится результат анализа речи,
подготовленной студенткой для выступления на семинаре по биофизике. На примере
данного монолога освещаются наиболее типичные ошибки спикеров, а также основные
черты успешной научной презентации. Кроме того, в качестве эффективного приема
обучения умениям публичной речи рассматривается использование видеозаписи.
Тезисы
В настоящее время навыки публичных выступлений (особенно на
английском языке) приобретают особую значимость в естественнонаучной сфере: они
во многом определяют успех презентации исследователем своих идей. Проблема
ораторской некомпетентности в современном международном академическом
сообществе, а также отсутствие развитой методики обучения соответствующим
навыкам, определяют актуальность данного исследования.
В целях проведения анализа наиболее распространенных ошибок, допускаемых докладчиками перед публикой, мы приводим пример презентации, подготовленной студенткой магистратуры биологического факультета для выступления на научном семинаре.
Пример наглядно демонстрирует типичные недоработки исследователя-оратора, которые препятствуют доступному усвоению материала аудиторией: несоответствующий стиль речи, неумелая демонстрация визуальных средств представления, фонетические ошибки, стратегическая некомпетентность, неудачная организация речевого материала, а также невыгодная манера передачи сообщения (в частности, интонационный рисунок речи).
Очевидно, что отсутствие развитых навыков ораторского искусства (даже при наличии высокого уровня языковой подготовки у докладчика) негативно сказывается на понимании речи слушателем и общем впечатлении, вызываемом выступлением.
Каждая из перечисленных трудностей требует особого внимания в рамках обучения навыкам публичной речи, что определяет сложность разработки соответствующей методики. Среди предложенных авторами приемов обучения ораторскому искусству перспективным для развития навыков научной презентации видится анализ (в т. ч. самоанализ) видеозаписей тренировочных выступлений учащихся.
Обзор литературы по теме исследования позволяет сказать, что преимущества такого приема значительно превосходят его потенциальные недостатки, а использование видеозаписи на уроках ораторского мастерства может быть крайне эффективным методом комплексного развития сразу нескольких аспектов публичной речи.
В рамках данного исследования планируется разработка методики обучения умениям организации успешной научной презентации в рамках курса английского языка для студентов биологического факультета. Составной частью методики станет использование видеозаписи для развития навыков публичной речи.
Таким образом, проблема ораторской некомпетентности в академическом сообществе требует своего решения путем обучения студентов естественнонаучных специальностей навыкам публичных выступлений на английском языке.
В целях проведения анализа наиболее распространенных ошибок, допускаемых докладчиками перед публикой, мы приводим пример презентации, подготовленной студенткой магистратуры биологического факультета для выступления на научном семинаре.
Пример наглядно демонстрирует типичные недоработки исследователя-оратора, которые препятствуют доступному усвоению материала аудиторией: несоответствующий стиль речи, неумелая демонстрация визуальных средств представления, фонетические ошибки, стратегическая некомпетентность, неудачная организация речевого материала, а также невыгодная манера передачи сообщения (в частности, интонационный рисунок речи).
Очевидно, что отсутствие развитых навыков ораторского искусства (даже при наличии высокого уровня языковой подготовки у докладчика) негативно сказывается на понимании речи слушателем и общем впечатлении, вызываемом выступлением.
Каждая из перечисленных трудностей требует особого внимания в рамках обучения навыкам публичной речи, что определяет сложность разработки соответствующей методики. Среди предложенных авторами приемов обучения ораторскому искусству перспективным для развития навыков научной презентации видится анализ (в т. ч. самоанализ) видеозаписей тренировочных выступлений учащихся.
Обзор литературы по теме исследования позволяет сказать, что преимущества такого приема значительно превосходят его потенциальные недостатки, а использование видеозаписи на уроках ораторского мастерства может быть крайне эффективным методом комплексного развития сразу нескольких аспектов публичной речи.
В рамках данного исследования планируется разработка методики обучения умениям организации успешной научной презентации в рамках курса английского языка для студентов биологического факультета. Составной частью методики станет использование видеозаписи для развития навыков публичной речи.
Таким образом, проблема ораторской некомпетентности в академическом сообществе требует своего решения путем обучения студентов естественнонаучных специальностей навыкам публичных выступлений на английском языке.