XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Глаголы английского языка со значением «walk», «go»: лексический и фоносемантический анализ

Марина Владиславовна Ворошнина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

ауд. 157
2019-04-18
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена систематическому исследованию глаголов со значением «walk», «go» с позиции теории звукоизобразительности. Основой сбора материала послужили современные произведения англоязычной художественной литературы. Произведена попытка выявления взаимосвязи между фонетической мотивированностью и такими характеристиками, как направление и скорость движения. Затронуты вопросы авторского образования глаголов по методу конверсии.

Тезисы

Со времен Древней Греции существует спор о возникновении слов. Ученые уже тогда рассуждали о том, каким образом предметам даются имена. Целый ряд современных работ посвящён связи между звуком и значением в слове. Так, в докторской диссертации С. В. Воронина 1982 г. приведены объективные законы, управляющие взаимозависимостью между семантикой и звучанием. Тем не менее, данный раздел языкознания в настоящее время изучен недостаточно.
Данная работа ставит перед собой следующие задачи:
1) Произвести выборку глаголов движения английского языка со значением «walk», «go» из произведений современной английской литературы. 
2) Выявить особенности, характеризующие способ данных движений.
3) Проанализировать отобранные глаголы в соответствии с концепцией С. В. Воронина, выявить возможную фонетическую мотивированность.
Основой для сбора материала исследования стали 9 произведений англоязычной художественной литературы США и Великобритании ХХ—XXI вв. Исследуемые произведения относятся к различным жанрам — короткие рассказы, женская проза, чиклит, фэнтези, комедийный роман, научно-фантастический роман и др.
Из данных источников были извлечены 132 употребления глаголов со значением «walk», «go», количество глагольных лексем составляет 44. Таким образом, в работе применяется метод корпусного исследования: анализируется выборка контекстов, в которых встречаются глаголы данной лексико-семантической группы. В ходе работы произведена попытка выявления особенностей, характеризующих способ указанных движений, такие как скорость и направление движения, его субъект, а также их возможных взаимосвязей с фонетической мотивированностью.
Значительный интерес представляют авторские способы употребления глаголов. В таких случаях вне контекста иногда невозможно даже определить часть речи. В приведенном ниже примере можно увидеть авторское образование глагола oil по конверсии от соответствующего существительного: Elmore (cat) gave me the look one deserved and oiled out through the cat door.
Результатом фоносемантического анализа отобранных глаголов стало обнаружение глаголов с начальными фонестемами bl, cr, fl, str и др. Также были выявлены глаголы с RL-формантами: flutter, hobble, paddle, shuffle, waddle и др. Кроме того, было обнаружено незначительное количество звукоподражательных глаголов, а именно инстанты (waddle, plod), фреквентативы-континуанты (crunch) и др. 
Итак, современными авторами широко используется звукоизобразительная лексика. Для описания походки и способов передвижения персонажей в большинстве случаев используется звуковой символизм.