Образ Медеи в романе Л. Улицкой: агиографический контекст
Виолетта Михайловна Потякина
Докладчик
студент 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 188
2019-04-19
19:20 -
19:40
Ключевые слова, аннотация
При анализе романа «Медея и ее дети» Л. Улицкой использование богословско-христианского кода и сравнительный анализ с другими произведениями ХХ в. позволяет провести некоторые типологические параллели. Так, образ Медеи вписывается в галерею праведников, описанных в литературе ХХ в.; в романе отмечается наличие агиографической модальности, идей ортопраксии и экуменизма. В докладе рассматриваются особенности трансформации агиографического жанра у Л. Улицкой и появление идей, не обнаруживающихся в корпусе канонических житий.
Тезисы
В русской
литературе ХХ века еще А. Солженицын писал о праведнице в «Матренином дворе»,
А. Платонов говорил о юродивом Юшке — это своеобразные литературные «городские
жития», бывшие возможными в условиях советского атеизма.
Агиографическая традиция претерпела огромные изменения и стала более зашифрованной, однако сейчас существуют исследования, в которых герои данных произведений рассматриваются как праведники. В романе «Медея и ее дети» Л. Улицкая последовательно проводит мысль о главной героине как о носительнице традиционного благочестия и современной праведнице.
Исследования показывают, что в романе присутствует агиографическая модальность, выраженная в его сюжетно-композиционной структуре, однако Улицкая трансформирует агиографический жанр, лишь частично используя его традиционную поэтику. К агиографической модели можно отнести повторение как композиционной модели жития, так и сюжета: мотивы целительства и странствия, подвиг всепрощения, различные совпадения, «точно подогнанные неожиданности», которые можно принять за чудеса, и видения Медеи, и вещие сны.
Роман можно рассматривать как современное житие, в котором высказываются нетипичные для традиционной агиографии идеи. Образ жизни героини дает нам возможность говорить об ортопраксии как типе религиозного мышления, придающем центральное значение поведению, действиям, делам, поступкам, моральному облику человека, а не вере, благодати и т. п.
Соединение агиографического и мифологического нарративов помогает автору конструировать художественный образ праведницы. На религиозный экуменизм указывает место действия романа — Крым, куда, как паломники, стекаются люди из Средиземноморья, Кавказа, Прибалтики, Азии, Сибири, а в скором времени и чернокожие с Гаити (отметим, что сюжет, когда под одной крышей собираются люди разных церквей, встречается у Улицкой и ранее). Среди них армяне, иудеи, татары, и все они — церковь Медеи.
Таким образом, рассмотрев сюжетно-композиционные особенности романа, его ранее не исследованные идеи, мы выявили агиографические аспекты образа Медеи и способы трансформации житийного жанра Улицкой (введение идей ортопраксии и экуменизма, использование мифологического нарратива наравне с традиционной поэтикой).
Агиографическая традиция претерпела огромные изменения и стала более зашифрованной, однако сейчас существуют исследования, в которых герои данных произведений рассматриваются как праведники. В романе «Медея и ее дети» Л. Улицкая последовательно проводит мысль о главной героине как о носительнице традиционного благочестия и современной праведнице.
Исследования показывают, что в романе присутствует агиографическая модальность, выраженная в его сюжетно-композиционной структуре, однако Улицкая трансформирует агиографический жанр, лишь частично используя его традиционную поэтику. К агиографической модели можно отнести повторение как композиционной модели жития, так и сюжета: мотивы целительства и странствия, подвиг всепрощения, различные совпадения, «точно подогнанные неожиданности», которые можно принять за чудеса, и видения Медеи, и вещие сны.
Роман можно рассматривать как современное житие, в котором высказываются нетипичные для традиционной агиографии идеи. Образ жизни героини дает нам возможность говорить об ортопраксии как типе религиозного мышления, придающем центральное значение поведению, действиям, делам, поступкам, моральному облику человека, а не вере, благодати и т. п.
Соединение агиографического и мифологического нарративов помогает автору конструировать художественный образ праведницы. На религиозный экуменизм указывает место действия романа — Крым, куда, как паломники, стекаются люди из Средиземноморья, Кавказа, Прибалтики, Азии, Сибири, а в скором времени и чернокожие с Гаити (отметим, что сюжет, когда под одной крышей собираются люди разных церквей, встречается у Улицкой и ранее). Среди них армяне, иудеи, татары, и все они — церковь Медеи.
Таким образом, рассмотрев сюжетно-композиционные особенности романа, его ранее не исследованные идеи, мы выявили агиографические аспекты образа Медеи и способы трансформации житийного жанра Улицкой (введение идей ортопраксии и экуменизма, использование мифологического нарратива наравне с традиционной поэтикой).