Житие Варлаама Керетского: письменные и устные версии
Виолетта Михайловна Потякина
Докладчик
студент 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
213
2019-04-18
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрена специфика народного христианства
на материале устных легенд и поверий о святом Варлааме Керетском в сравнении с
канонической версией жития. В ходе исследования были выявлены особенности
взаимодействия поморских верований и официального церковного культа, на основе
устных печатных нарративов выдвинуты гипотезы о возможных значениях «темных мест» канонического жития.
Тезисы
Для изучения феномена народного христианства материал устных легенд и
канонических версий житий о святых имеет огромное значение, особенно в том случае, когда
путь появления церковного культа идет от стихийно сложившегося народного почитания.
Мы сравнили легенды и поверья о севернорусском святом Варлааме Керетском, его народное
и каноническое жития, выявили ряд расхождений в сюжетных линиях и чудесах,
давших возможность почитать необычного святого.
Убийство Керетским жены, не объясненное в житии, в народном сознании имеет две причины: ревность и несчастный случай (в результате неудачного обряда экзорцизма). Черви, которых заклял святой, в народных поверьях предстают опаснейшими змеями, «телеси», восстающие по тоням, — мертвыми колдунами-лопарями, требующими жертвоприношений, а карбас Керетского с телом убитой жены — заложным кораблем с вечным скитальцем, плывущим недалеко от ада.
Все эти моменты не разъяснены в официальном житии из-за их противоречащих христианскому учению фольклорных особенностей. Таким образом, поморские верования, на основе которых складывалось народное почитание святого, были обработаны в соответствии с официальной агиографической традицией, и мы можем найти только их отголоски в религиозных текстах, однако бытование мифологических нарративов в устной традиции помогает лучше понять специфику современного народного христианства на примере почитания данного святого.
Убийство Керетским жены, не объясненное в житии, в народном сознании имеет две причины: ревность и несчастный случай (в результате неудачного обряда экзорцизма). Черви, которых заклял святой, в народных поверьях предстают опаснейшими змеями, «телеси», восстающие по тоням, — мертвыми колдунами-лопарями, требующими жертвоприношений, а карбас Керетского с телом убитой жены — заложным кораблем с вечным скитальцем, плывущим недалеко от ада.
Все эти моменты не разъяснены в официальном житии из-за их противоречащих христианскому учению фольклорных особенностей. Таким образом, поморские верования, на основе которых складывалось народное почитание святого, были обработаны в соответствии с официальной агиографической традицией, и мы можем найти только их отголоски в религиозных текстах, однако бытование мифологических нарративов в устной традиции помогает лучше понять специфику современного народного христианства на примере почитания данного святого.