XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

К вопросу об эмблематическом характере образной структуры «Анакреонтических песен» Г. Р. Державина

Дарья Михайловна Глушкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-17
12:10 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Иллюстрированное рукописное собрание стихотворений Г. Р. Державина, хранящееся в ИРЛИ РАН, до сих пор не получило основательного научного осмысления. В докладе предпринимается попытка проанализировать образную структуру третьей части рукописи, опубликованной в сборнике «Анакреонтические песни» 1986 г. Пристальное рассмотрение стихотворения «Тишина» (1801) и иллюстраций к нему позволяет сделать вывод об эмблематическом характере взаимосвязи текста и изображения.

Тезисы

В ИРЛИ РАН хранятся рукописные сборники стихотворений Г. Р. Державина, дополненные рисунками. Подготовленные в 1801—1806 гг. тетради представляют собой масштабный издательский проект Державина. В 1790-е гг. поэт задумал составить иллюстрированное собрание своих сочинений, но осуществить замысел ему не удалось. Впоследствии ни одна из рукописей не была издана в первоначальном виде, и только последняя, озаглавленная «Сочинения Державина. Часть III», была опубликована в сборнике «Анакреонтические песни» 1986 г.
Иллюстрированное собрание анакреонтической поэзии Державина само по себе является научной проблемой, поскольку не получило основательного комментария, а многие рисунки до сих пор точно не атрибутированы. При этом интерес вызывает особенность построения вербальных и визуальных компонентов текста: стихотворение дополнено виньетками — заставкой и концовкой, а также программой к ним. Часто словесный образ и изображение не соотносятся явным образом, обнаруживая, вероятно, более сложную, не выраженную связь. Подобная модель построения текста созвучна традиционной структуре эмблемы. Если рассмотреть державинские произведения сквозь призму эмблематического содержания, то виньетка займёт позицию pictura, стихотворение — subseriptio, а короткое пояснение к рисунку — inscriptio.
Чтобы подтвердить наше предположение, обратимся к стихотворению «Тишина» (1801), которое сопровождается изображением Эрота (заставка) и балалайки (концовка). «Балалайка, лучи от себя метущая» изображена как лютня, что придаёт рисунку некий возвышенный ореол. Иллюстрация напоминает гравюру №10 из «Книги эмблем» А. Альчиато 1531 г. Образ музыкального инструмента здесь дополняет девиз «Foedera» («Договор») и комментарий, раскрывающий аллегорическое значение рисунка. Лютня как символ музыки и гармонии означает достижение согласия, или договора — социального и политического. Если соотнести интерпретацию образа лютни в «Книге эмблем» и произведение Державина, то можно обнаружить параллели. В стихотворении «Тишина» варьируется ключевая для анакреонтического цикла тема независимости поэта. Как известно, Державин стремился охватить в поэтической концепции два разнородных начала: гражданское и личное. Стихотворение «Тишина» написано в переломный для поэта период, и неслучайно лирический герой произведения примиряет две свои ипостаси. Тишина как торжество красоты и гармонии, а также утверждение поэтических принципов героя, перекликается с мотивом договора, который, вероятно, зашифрован в рисунке. Кроме этого, акцент на образе национального музыкального инструмента как аналога лютни (а вместе с этим и лиры), вероятно, реализует уподобление лирического героя русскому Анакреону. Таким образом, можно говорить не только об эмблематической установке текста, но и его многозначности.