XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Литературные аллюзии в романах Е. Г. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор»

Полина Михайловна Сазонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 215-а
2019-04-17
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен выявлению в романах Е. Г. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор» литературных аллюзий, способствующих пониманию рассматриваемых текстов. Анализируются имеющиеся в «Лавре» отсылки к жанрам вопрошания, жития, повести с элементами жития, хожения (на примере конкретных текстов). Также рассматриваются аллюзии на русскую и мировую литературу: повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце», творчество А. П. Платонова, рассказ Д. Киза «Цветы для Элджернона», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман У. Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны», наблюдаемые в романе «Авиатор».

Тезисы

Филологов всегда привлекали не только содержательные аспекты высказывания, но и формальные признаки, которые выявляются путем более глубокого изучения формы и фактуры языковых единиц произведения.
В этом смысле особый интерес представляет исследование такого приема, как аллюзия, который не только дает читателю множество дополнительной информации о художественном произведении в целом, но и позволяет наиболее полно понять характер героев, при описании которых используется данный стилистический приём — в том случае, если читатель знаком с текстами произведений или явлениями, к которым отсылает автор. Тот или иной автор может использовать аллюзии по-своему, преследуя при этом разнообразные цели. Предметом исследования в работе являются употребление литературных аллюзий и их функции в романах Е. Г. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор».
Благодаря аллюзиям художественное произведение или становится более интересным для читателя, или заставляет его обратиться к отсылаемым произведениям для раскрытия глубинного смысла текста. Литературные аллюзии могут состоять в отсылках к тому или иному художественному произведению, конкретному персонажу или исторической личности. Однако этот вопрос пока ещё изучен мало, поэтому аллюзии можно классифицировать по-разному.
Целью работы является определение роли и качества литературных аллюзий в романах «Лавр» и «Авиатор». Предметом исследования является роль аллюзий на конкретные литературные произведения, определённые жанры литературы и творчество некоторых писателей в двух романах Водолазкина.
Так, в 
романе «Лавр» рассматриваются отсылки к жанру вопрошания (на примере «Вопрошания Кирика Новгородца»), жития («Житие Ксении Петербургской»), повести с элементами жития («Повесть о житии Александра Невского»), хожения («Хожение за три моря» Афанасия Никитина).
Аналогичное исследование было проведено и относительно романа «Авиатор». В ходе работы были выявлены и изучены с точки зрения их роли и функции литературные аллюзии на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце», рассказ Д. Киза «Цветы для Элджернона», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», роман У. Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны» и творчество А. П. Платонова.
Литературные аллюзии, выявленные при изучении романов «Лавр» и «Авиатор», позволяют прийти к выводу о том, что Водолазкин в своих художественных произведениях обратился 
к актуальным проблемам не только прошлых, но и нынешних лет: вопросам о нравственности, роли истории в жизни человека, проблеме греха и его искупления.