Трансформация кинематографических образов в творчестве Сильвии Плат (на примере фильмов Жана Кокто «Красавица и чудовище» и «Орфей»)
Татьяна Викторовна Каменская
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
129
2019-04-17
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
определению степени влияния кинематографических образов на творчество Сильвии Плат. На примере двух стихотворений поэтессы и двух
кинофильмов Жана Кокто, сюжеты которых отражены в дневниковой записи Плат, рассматривается вербализация и трансформация визуальных образов. Работа строится на принципах интермедиальности.
Тезисы
Творчество Сильвии Плат
неразрывно связно с визуальными искусствами. На страницах дневников поэтесса
часто упоминает кинофильмы, которые произвели на нее большое впечатление. Цель данного
исследования — выявить степень влияния фильмов Жана Кокто «Красавица и
чудовище» и «Орфей» на творчество Плат, а также проследить трансформацию
образов, заявленных в фильмах и ретранслируемых в произведениях поэтессы.
Проблема влияния кинематографа на прозу и поэзию Плат исследована недостаточно. В отечественном литературоведении, несмотря на растущий интерес к поэтессе, исследований ее творчества по-прежнему крайне мало. Влияние образов из фильмов Кокто, описанных в дневниках, а также их отражение в творчестве Плат не рассматривалось в существующих работах. В данной статье используется интермедиальный подход, заключающийся в пересечении художественных референций при диалоге культур.
Фильм «Красавица и чудовище» наполнен образами-символами. Одним из них является символизация цветов в комнате Белль. Отклик подобная тема находит в стихотворении Плат «Ранний уход». Кроме того, основным предметом, искажающим реальность в фильме, становится зеркало. Как и в ленте, в заявленном стихотворении зеркальные поверхности порождают ситуацию двойничества, а также дублируют окружающий мир, искажая его или раскрывая мистическое вокруг.
Кинофильм «Орфей» с лидирующей темой «романа со смертью» находит отражение в стихотворении Плат «Леди Лазарь». В произведении лучше всего раскрывается смежный с фильмом образ, а в последних стихах лирическая героиня примеряет на себя роль принцессы Смерти. Кроме того, образы зеркал и искаженного мира находят отклик и в этом фильме. Соответственно, можно говорить о вероятной связи и со стихотворением «Ранний уход».
Использованные в докладе лирические произведения Плат иллюстрируют наличие общих образов и приемов с работами Кокто. На примере одной дневниковой заметки было рассмотрено не только сильное влияние на саму запись, но и на творчество поэтессы в дальнейшем. Переход визуальных образов в вербализированные также подчеркивает вероятность воздействия фильмов «Красавица и чудовище» и «Орфей» на Плат.
Проблема влияния кинематографа на прозу и поэзию Плат исследована недостаточно. В отечественном литературоведении, несмотря на растущий интерес к поэтессе, исследований ее творчества по-прежнему крайне мало. Влияние образов из фильмов Кокто, описанных в дневниках, а также их отражение в творчестве Плат не рассматривалось в существующих работах. В данной статье используется интермедиальный подход, заключающийся в пересечении художественных референций при диалоге культур.
Фильм «Красавица и чудовище» наполнен образами-символами. Одним из них является символизация цветов в комнате Белль. Отклик подобная тема находит в стихотворении Плат «Ранний уход». Кроме того, основным предметом, искажающим реальность в фильме, становится зеркало. Как и в ленте, в заявленном стихотворении зеркальные поверхности порождают ситуацию двойничества, а также дублируют окружающий мир, искажая его или раскрывая мистическое вокруг.
Кинофильм «Орфей» с лидирующей темой «романа со смертью» находит отражение в стихотворении Плат «Леди Лазарь». В произведении лучше всего раскрывается смежный с фильмом образ, а в последних стихах лирическая героиня примеряет на себя роль принцессы Смерти. Кроме того, образы зеркал и искаженного мира находят отклик и в этом фильме. Соответственно, можно говорить о вероятной связи и со стихотворением «Ранний уход».
Использованные в докладе лирические произведения Плат иллюстрируют наличие общих образов и приемов с работами Кокто. На примере одной дневниковой заметки было рассмотрено не только сильное влияние на саму запись, но и на творчество поэтессы в дальнейшем. Переход визуальных образов в вербализированные также подчеркивает вероятность воздействия фильмов «Красавица и чудовище» и «Орфей» на Плат.