XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Ян Бибиян» и «Ян Бибиян на Луне» — детские фантастические романы болгарского классика Елина Пелина: структурные и стилистические особенности

Александра Владимировна Еремченко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2019-04-16
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются детские фантастические романы болгарского писателя Елина Пелина (1877—949) «Ян Бибиян» и «Ян Бибиян на Луне». Дилогия резко контрастирует с остальным творчеством «народного автора», «певца села», которое можно характеризовать как «взрослое». Детская же литература Елина Пелина примечательна тем, что он первым из болгарских писателей отыскал не только верную форму, но и верное содержание произведений для маленьких читателей. В ходе исследования были изучены критические материалы, посвященные произведениям Елина Пелина.

Тезисы

В ходе работы были проанализированы литературоведческие статьи М. Арнаудова, Л. Георгиева, П. Динекова, С.Дринова, М. Николова и др. Елин Пелин в них предстает талантливым мастером своего дела, который, несмотря на «взрослый» характер большинства своих произведений, взялся за ответственную и сложную задачу — создать детскую литературу практически с нуля, так как до Елина Пелина ее в Болгарии почти не существовало. Исследователи подчеркивают, что детской поэзии и прозе писателя уделяется несправедливо мало внимания, она считается менее важной на фоне «взрослой» прозы, в то время, как все критики отмечают значимость вклада Елина Пелина в формирование детской личности.
Первая часть романа 
«Ян Бибиян» восходит к фольклорной сказке, т. к. ее можно разложить на функции, присущие волшебной сказке, описанные в монографии В. Я. Проппа. В то же время есть ряд существенных жанровых отличий, особенно во второй части дилогии («Ян Бибиян на Луне»), которая представляет собой образец научной фантастики. Производится анализ жанрового перехода, рассматриваются его возможные причины.
Романы обладают своими структурными и стилистическими особенностями, отвечающими их жанрам. Так, в первой части отчетливо видны компоненты сказки — функции по Проппу, странствие как основной мотив, наличие главного антагониста, волшебные предметы, мистические числа и проч. Вторая часть романа принадлежит жанру научной фантастики с присущими ей чертами — прогнозирование будущего, технические достижения, общение с внепланетными расами и т. д.
В ходе исследования выдвигается предположение о том, что дилогия о Яне Бибияне существует на грани детской и взрослой литературы, так как отражает темы, важные для читателя любого возраста.