Функция фотографии в газетном репортаже и в путевом очерке (на материале статьи из газеты «За рулем» «Из блокнота командора пробега» и книги Романа Кармена «Аэросани»)
Арина Андриановна Гришина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 188
2019-04-19
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Основной предмет исследования в работе — взаимодействие фотографического изображения и слова в детской книге Р.
Кармена «Аэросани» и газетной статье из журнала «За рулем», посвященных
пробегу-испытанию аэросаней. Одинаковые
ли функции выполняют снимки в соединении с текстом разных жанров и адресованные
разным аудиториям? Какие особые свойства фотографии используются в обоих
случаях? Какие отношения складываются между автором и читателем благодаря
фотографическому изображению? Таков круг вопросов, к которым обращается данный
доклад.
Тезисы
В советской культуре с 1920–х гг. начал формироваться метод,
получивший название социалистический реализм. Созданные в рамках
соцреализма произведения культуры должны
были выполнять в числе прочего, просветительскую
и агитационную задачи. С этим, в частности, связано то, что в литературе 30–х гг. широкое распространение
получает путевой очерк.
Отличительными чертами советского путевого очерка являются наличие оппозиции старого и нового; стремление утвердить государственный дискурс; призыв покорить природу, враждебную человеку; утверждение веры в счастливое будущее социалистического государства. Все это читатель находит в детской книге Р. Кармена «Аэросани», повествующей о пробеге-испытании нового изобретения — аэросаней.
Особенность издания заключается в том, что в него включены фотографии, созданные Карменом. В самом начале книги, на титульном листе, отмечается, что фото в тексте выполнены автором, благодаря чему с первых страниц внимание читателя обращено и на художественное произведение, и на фотоснимки, сопровождающие его. Фотографические изображения в книге складываются в единый визуальный текст, перекликающийся с текстом вербальным. Их взаимодействие подчинено задачам, поставленным перед автором путевого очерка. Рассматривая особенности такого взаимодействия, мы отмечаем, что эти два типа текста могут дублировать или дополнять друг друга. Их соединение в пространстве книги способствует установлению особого рода контакта с читателем-ребенком.
Интересно, что те же снимки появляются и в репортаже о всесоюзном пробеге аэросаней, помещенном в пятом выпуске газеты «За рулем» за 1931 г. В связи с этим мы задаем себе вопрос: в соединении с текстом другого жанра и адресованные иной аудитории снимки выполняют ту же функцию или работают как-то иначе? Как в этом случае используются особые свойства фотографии? Сводится ли ее роль к роли документа, призванного подтвердить достоверность события, или к этому добавляется иной эффект?
Сравнивая в работе, выполненной на стыке литературоведения и теории медиа, использование одних и тех же фотографий в книге Кармена «Аэросани» и газетной статье, посвященной пробегу аэросаней, мы наблюдаем за тем, как по-разному фотографическое изображение способно взаимодействовать с вербальным текстом разных жанров. Особенности этого взаимодействия определяются целями и задачами, поставленными перед автором, и связаны с характером адресата — читательской аудитории, с которой, благодаря включению в текст снимков, во всех случаях выстраиваются непосредственные живые отношения.
Отличительными чертами советского путевого очерка являются наличие оппозиции старого и нового; стремление утвердить государственный дискурс; призыв покорить природу, враждебную человеку; утверждение веры в счастливое будущее социалистического государства. Все это читатель находит в детской книге Р. Кармена «Аэросани», повествующей о пробеге-испытании нового изобретения — аэросаней.
Особенность издания заключается в том, что в него включены фотографии, созданные Карменом. В самом начале книги, на титульном листе, отмечается, что фото в тексте выполнены автором, благодаря чему с первых страниц внимание читателя обращено и на художественное произведение, и на фотоснимки, сопровождающие его. Фотографические изображения в книге складываются в единый визуальный текст, перекликающийся с текстом вербальным. Их взаимодействие подчинено задачам, поставленным перед автором путевого очерка. Рассматривая особенности такого взаимодействия, мы отмечаем, что эти два типа текста могут дублировать или дополнять друг друга. Их соединение в пространстве книги способствует установлению особого рода контакта с читателем-ребенком.
Интересно, что те же снимки появляются и в репортаже о всесоюзном пробеге аэросаней, помещенном в пятом выпуске газеты «За рулем» за 1931 г. В связи с этим мы задаем себе вопрос: в соединении с текстом другого жанра и адресованные иной аудитории снимки выполняют ту же функцию или работают как-то иначе? Как в этом случае используются особые свойства фотографии? Сводится ли ее роль к роли документа, призванного подтвердить достоверность события, или к этому добавляется иной эффект?
Сравнивая в работе, выполненной на стыке литературоведения и теории медиа, использование одних и тех же фотографий в книге Кармена «Аэросани» и газетной статье, посвященной пробегу аэросаней, мы наблюдаем за тем, как по-разному фотографическое изображение способно взаимодействовать с вербальным текстом разных жанров. Особенности этого взаимодействия определяются целями и задачами, поставленными перед автором, и связаны с характером адресата — читательской аудитории, с которой, благодаря включению в текст снимков, во всех случаях выстраиваются непосредственные живые отношения.