«Человек, который удивил всех». Страх смерти, гендер и мифология
Арина Артуровна Ишбулдина
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
201
2019-04-18
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено фильму о мужчине, который обманул смерть, переодевшись в женщину. Цель исследования — установить, каким образом и
с какой целью фильм использует трансгендерные практики как сюжетный ход; из
каких мифов сценаристы синтезировали легенду о селезне, обратившемся уткой; как
повлияли на фильм чукотские и инуитские трансгендерные шаманы («люди
превращённого пола»). Работа обращается к этнографическим исследованиям В. Г. Тан-Богораза, древнегреческой, русской и бурятской народной мифологии, а также
к Евангелию и сказкам братьев Гримм.
Тезисы
Задача исследования — рассмотреть практику «превращения» мужчины в женщину как кинематографический приём и установить, какие мифы могли на него повлиять, а также интерпретировать отдельные символические элементы фильма через фольклористику. В качестве материала были использованы работы В. Г. Тан-Богораза, описавшего явление «людей превращённого пола» у чукотских шаманов, исследование «третьего пола» у канадских инуитов Б. С. д’Англюра (d'Anglure), «Очерки по антропологии молчания» К. А. Богданова (с целью интерпретации молчания как одного из ключевых символических элементов фильма), а также ряд мифов, сказаний и сказок (древнегреческих, русских и немецких) и Евангелие.
Работа описывает, как через гендерную игру фильм преломляет такую общечеловеческую проблему, как страх смерти, и использует метафорическое повествование как способ говорить о невыразимом. Трансгендерные шаманы, преодолев границу между мужским и женским, обретают способность преодолевать и любые иные границы; так и герой преодолевает границу между жизнью и смертью.
Отдельно прочитаны такие элементы и приёмы, как молчание главного героя (может пониматься как религиозная конфирмация, испытание или условие «совершения чуда»), омовение (символическое очищение с помощью воды, связанное с подготовкой к смерти и с рождением), нахождение героя в бане (место очищения и омовения; место рождения, смерти и перехода из мира в мир; место святочных гаданий и жилище духов), разделение кинематографического пространства фильма на три мира, соотносимое с представлениями об устройстве мира коренных народов Севера России.
Исследование помогает расширить представление об использовании гендерной игры в кинематографе и предложить варианты прочтения кинематографических символов через фольклор.
Работа описывает, как через гендерную игру фильм преломляет такую общечеловеческую проблему, как страх смерти, и использует метафорическое повествование как способ говорить о невыразимом. Трансгендерные шаманы, преодолев границу между мужским и женским, обретают способность преодолевать и любые иные границы; так и герой преодолевает границу между жизнью и смертью.
Отдельно прочитаны такие элементы и приёмы, как молчание главного героя (может пониматься как религиозная конфирмация, испытание или условие «совершения чуда»), омовение (символическое очищение с помощью воды, связанное с подготовкой к смерти и с рождением), нахождение героя в бане (место очищения и омовения; место рождения, смерти и перехода из мира в мир; место святочных гаданий и жилище духов), разделение кинематографического пространства фильма на три мира, соотносимое с представлениями об устройстве мира коренных народов Севера России.
Исследование помогает расширить представление об использовании гендерной игры в кинематографе и предложить варианты прочтения кинематографических символов через фольклор.