XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Синтаксическая структура рассказов и блогов Анны Аркатовой

Елена Михайловна Матвеева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 195
2019-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлен сопоставительный анализ синтаксической структуры блогов и рассказов (макросинтаксиса) современного русского писателя Анны Аркатовой, содержащий характеристику адресатов текстов, их сюжетности / бессюжетности, цельности / дискретности.

Тезисы

Господство интернет-общения определяет поиск современными писателями новых художественных форм, способов презентации произведений, эксперименты с их жанровой структурой. Возможность презентовать тексты адресату в блоге приводит к созданию нелинейных текстов (гипертекстов) с короткими предложениями без связи между ними, чрезмерной синтаксической расчлененностью / монолитностью текста, упрощенной пунктуацией (в интернет-чате в ней нет острой необходимости), что определяет актуальность анализа синтаксиса блога и рассказа. Тексты прозаика и поэта Анны Аркатовой, экспериментирующей с текстовой структурой на уровне макросинтаксиса, в этом отношении показательны. Аркатова создаёт синтаксически дискретные рассказы («Три дня блондинки» — близкие к дневниковым записям три фрагмента, «Я знаю пять имён девочек» — пять самостоятельных новелл), выбирает необычные формы изложения произведения (набор не связанных между собой текстовых фрагментов, незаконченных фраз) и вводит эпиграфы с автокомментариями («Вертикальный кольцеброс»). Тексты Аркатовой объединяются личностью создателя: избранный автором перволичный нарратив характерен для рассказов, опубликованных в толстых журналах и книгах, и для текстов блога: Я заканчиваю статью, которая висит на мне неделю. Я начинаю новую и радуюсь, что выбрала правильную тональность. Я составляю план (блог «Идеальный день») и Я плохо плаваю, но полагаю, что и это полезней, чем курить. Тем более что в этом бассейне можно загорать прямо в воде. И плыть не обязательно, если, конечно, не боишься замерзнуть (рассказ «Три дня блондинки»). Отличие наррации в блоге проявляется эксплицированным гипертрофированным личностным началом, так как он ориентирован на самопрезентацию. Очевиден интерес автора и к опытам в области сюжетной организации: бессюжетные тексты (рассказ «Вертикальный кольцеброс», посты блога «Первый», «Имбирь и женщина на природе», «Кто тебя научил целоваться») и дискретные тексты рассказов, в которых отсутствует единый сюжет («Три дня блондинки», «Я знаю пять имён девочек»). Как совокупность текстов одного автора блог (https://snob.ru/profile/30399/blog) гипертекстуален и адресован не абстрактному читателю, как рассказ, а лицам, заинтересованным персоной творца и процессом создания текстов. Читатель блога имеет возможность знакомиться с постами и комментировать тексты, непосредственно контактируя с создателем. Блог и рассказы характеризуются взаимопроникающей связью: пост создается как черновой набросок будущего произведения, а рассказ во многом оказывается переработанным блогом («Ошибка Шустовой» — «Я знаю пять имён девочек», «Репетиция оркестра. Дневник блондинки» — «Сомелье»). В этом отношении блог представляет интерес как процесс текстопорождения, а рассказ — как окончательно доработанное художественное целое.