Синтаксическая структура рассказов и блогов Анны Аркатовой
Елена Михайловна Матвеева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 195
2019-04-18
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе представлен сопоставительный анализ синтаксической структуры блогов и
рассказов (макросинтаксиса) современного русского писателя Анны Аркатовой, содержащий характеристику адресатов текстов, их сюжетности / бессюжетности,
цельности / дискретности.
Тезисы
Господство интернет-общения определяет поиск современными
писателями новых художественных форм, способов презентации произведений,
эксперименты с их жанровой структурой. Возможность презентовать тексты адресату
в блоге приводит к созданию нелинейных текстов (гипертекстов) с короткими
предложениями без связи между ними, чрезмерной синтаксической расчлененностью /
монолитностью текста, упрощенной пунктуацией (в интернет-чате в ней нет острой
необходимости), что определяет актуальность анализа синтаксиса блога и рассказа.
Тексты прозаика и поэта Анны Аркатовой, экспериментирующей с текстовой
структурой на уровне макросинтаксиса, в этом отношении показательны. Аркатова
создаёт синтаксически дискретные рассказы («Три дня блондинки» — близкие к
дневниковым записям три фрагмента, «Я знаю пять имён девочек» — пять
самостоятельных новелл), выбирает необычные формы изложения произведения (набор
не связанных между собой текстовых фрагментов, незаконченных фраз) и вводит
эпиграфы с автокомментариями («Вертикальный кольцеброс»). Тексты Аркатовой
объединяются личностью создателя: избранный автором перволичный нарратив
характерен для рассказов, опубликованных в толстых журналах и книгах, и для
текстов блога: Я заканчиваю статью, которая висит на мне
неделю. Я начинаю новую и радуюсь, что выбрала правильную тональность. Я
составляю план (блог «Идеальный день») и Я плохо плаваю,
но полагаю, что и это полезней, чем курить. Тем более что в этом бассейне можно
загорать прямо в воде. И плыть не обязательно, если, конечно, не боишься
замерзнуть (рассказ «Три дня блондинки»). Отличие наррации в блоге
проявляется эксплицированным гипертрофированным личностным началом, так как он
ориентирован на самопрезентацию. Очевиден интерес автора и к опытам в области
сюжетной организации: бессюжетные тексты (рассказ «Вертикальный кольцеброс»,
посты блога «Первый», «Имбирь и женщина на природе», «Кто тебя научил
целоваться») и дискретные тексты рассказов, в которых отсутствует единый сюжет
(«Три дня блондинки», «Я знаю пять имён девочек»). Как совокупность текстов
одного автора блог (https://snob.ru/profile/30399/blog)
гипертекстуален и адресован не абстрактному читателю, как рассказ, а лицам,
заинтересованным персоной творца и процессом создания текстов. Читатель блога
имеет возможность знакомиться с постами и комментировать тексты,
непосредственно контактируя с создателем. Блог и рассказы характеризуются
взаимопроникающей связью: пост создается как черновой набросок будущего
произведения, а рассказ во многом оказывается переработанным блогом («Ошибка
Шустовой» — «Я знаю пять имён девочек», «Репетиция оркестра. Дневник блондинки»
— «Сомелье»). В этом отношении блог
представляет интерес как процесс текстопорождения, а рассказ — как окончательно
доработанное художественное целое.