XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Метафора в музыковедческом дискурсе

Анна Владимировна Чекменева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-04-15
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

В  докладе исследуется концептуальная метафора в музыковедческом дискурсе. Опираясь на теорию концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, автор осуществляет поиск в собранном корпусе текстов на музыковедческую тематику. Областью «цели» (тем, что в системе понятий человека освоено не полностью, о чем имеется неполное представление) в данном случае является лексико-семантическая группа понятия «музыка». Автором определяются устойчивые метафорические модели и выделяются пять концептуальных метафор (живого организма, движения, жидкости, антропоморфная метафора и синестетическая метафора).

Тезисы

Предметом настоящего исследования является метафора, а именно то, как музыка осмысляется через концептуальную метафору. Результаты осмысления представлены в отдельно взятых произведениях художественной литературы, кроме того, нередко используются метафорические обозначения музыкальных инструментов. В данном исследовании автор рассмотрел музыку как абстрактное явление и проанализировал ее в рамках музыковедческого дискурса.
Автором были рассмотрены теории, касающиеся дискурса, метафоры и метафоры в дискурсе. Более подробно была рассмотрена теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, на основании которой проводилось исследование.
Согласно теории Лакоффа и Джонсона метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний — когнитивной структуры «источника» и когнитивной структуры «цели». Цель — это то, что в системе понятий человека освоено не полностью, о чем имеется неполное представление. Цель осмысливается с помощью источника, более освоенного человеком. То есть человек говорит о менее изученной и понятной области, которая требует осмысления, используя термины и понятия из другой, более изученной области. Между этими двумя областями устанавливаются метафорические проекции, которые можно определить как некие устойчивые взаимодействия между областями.
В процессе работы автор выполнил следующие задачи: 1) с помощью инструментов сервиса Sketch Engine собран корпус текстов на музыковедческие темы; 2) с использованием поиска по целевому домену выделены слова, принадлежащие области цели (областью цели являлась лексико-семантическая группа понятия «музыка»); 3) определены устойчивые метафорические модели и выделены 5 концептуальных метафор.
Выделенные типы метафор: 1) метафора живого организма; 2) метафора движения; 3) метафора жидкости; 4) антропоморфная метафора; 5) синестетическая метафора.
В результате проведенной работы автор делает заключение, что концептуальная метафора, в области цели которой  —  слова из лексико-семантической группы понятия «музыка», является продуктивной. Основываясь на классификации метафор Лакоффа и Джонсона, можно сделать вывод, что музыка находится в составе ориентационной и онтологической метафор.