XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Олицетворение как ключевое стилистическое средство в поэзии Роберта Фроста

Валерия Эдуардовна Гусева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2019-04-17
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается использование стилистического приема олицетворения в поэзии Р. Фроста. На материале стихотворений разных лет иллюстрируются способы отражения мировоззрения поэта посредством олицетворений. Особый интерес представляют сочетания олицетворений с другими тропами для усиления оказываемого на читателей эффекта. Представлены выводы о значимости олицетворения как стилистического средства для творчества Фроста.

Тезисы

Актуальность исследования обусловлена тем, что подход к изучению поэзии Р. Фроста осуществляется главным образом со стороны смыслового анализа стихотворений, в то время как стилистические особенности творчества поэта остаются практически не затронутыми. Однако именно стилистические приемы помогают автору сделать текст выразительным и эмоционально насыщенным, добиться максимально точного выражения собственных мыслей.
Цель работы 
— показать, что олицетворение является наиболее значимым из стилистических средств для отражения в стихах Фроста его философии и мировосприятия.
Фрост прибегает к использованию этого тропа, описывая объекты неживой природы, что подчеркивает его отношение к окружающему миру как к одушевленному существу, например, в стихотворении 
«The Star-splitter»:
1) You know Orion always comes up sideways. 
Throwing a leg up over our fence of mountains, 
And rising on his hands, he looks in on me...
В сочетании с другими тропами (такими, как эпитеты и метафоры) олицетворения обретают большую выразительность, а их воздействие на читателя усиливается, что можно наблюдать на материале стихотворений «The Hill Wife: The Oft-repeated Dream» (пример 2) и «Looking for a Sunset Bird in Winter» (пример 3):
2) She had no saying dark enough 
For the dark pine that kept 
Forever trying the window-latch 
Of the room where they slept.
3) The west was getting out of gold, 
The breath of air had died of cold…
Итак, материал исследования позволяет установить, что именно олицетворение служит ключевым стилистическим средством, которое помогает Фросту воплотить в своем творчестве концепцию природы как живой могущественной силы, способной быть и благосклонной, и враждебной к человеку.