Психологическое оружие Айн Рэнд
Екатерина Вадимовна Лифшиц
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2019-04-18
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
анализу художественного
метода романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» и описанию механизмов психологического воздействия романа на читателя. Это многожанровое произведение будет рассмотрено с позиций жанра романа-памфлета,
обладающего огромной мотивационной силой. В докладе предпринята попытка выявить
четкий психологический механизм авторского воздействия, выделить стадии этого воздействия на читателя, а также описать соответствие текста представлениям о жанре романа-памфлета в литературе
и СМИ. Роман проанализирован на уровне темы, сюжета, построения
характеров и стиля.
Тезисы
Роман Айн Рэнд
«Атлант расправил плечи» обычно рассматривается в контексте его философских
и обществоведческих идей. Реализованные в нём средства мощного психологического воздействия на читателя остаются недооцененными и недоисследованными.
Мы в своем докладе сосредоточимся на мотивационных особенностях романа, выявим его механизмы и попытаемся показать их новаторскую природу и общность с искусством политической пропаганды.
В докладе выдвигаются следующие тезисы.
1. Роман Айн Рэнд обладает мощным воодушевляющим эффектом. Сама писательница объясняла явление литературы «вдохновением» как функцией сознательного мышления. Книга Рэнд стала вдохновением для многих людей в творчестве и жизни.
2. Согласно Айн Рэнд, всякое действие должно нести практический результат, следовательно, роман надо рассматривать не просто как «духовный продукт», содержащий определённые идеи, но и как практическое пособие, которое можно применить в жизни.
3. Психологическое воздействие романа, несущего в том числе и пропагандистские функции, основано на следующих идеях: разум является первоначальным толчком для воспринимающего идею, однако в полной мере идея захватит человека в том случае, если одинаково задействованы и разум, и эмоции.
4. Психологическое воздействие романа достигается при помощи единства четырех основных элементов: темы, сюжета, характеристики и стиля. Однако сила романа, его «воодушевляющий эффект» — не в стиле или персонажах. Он достигается особыми механизмами, которые мы попытались выявить. В них и заключается психологическое оружие Айн Рэнд.
5. Мы выделили три стадии «воодушевляющего эффекта» романа: расшатывание эмоционального аппарата читателя; выдвижение эпатажной идеи, содержащей скрытую конвенциональную идею, которая в итоге и становится основной; позиционирование недостижимых идеалов и ассоциирование читателя с персонажем. Таким образом, Айн Рэнд не только смогла привлечь к своим идеям миллионы людей по всему миру, но и применила новаторский метод «воодушевляющего» пропагандистского воздействия литературного произведения.
Мы в своем докладе сосредоточимся на мотивационных особенностях романа, выявим его механизмы и попытаемся показать их новаторскую природу и общность с искусством политической пропаганды.
В докладе выдвигаются следующие тезисы.
1. Роман Айн Рэнд обладает мощным воодушевляющим эффектом. Сама писательница объясняла явление литературы «вдохновением» как функцией сознательного мышления. Книга Рэнд стала вдохновением для многих людей в творчестве и жизни.
2. Согласно Айн Рэнд, всякое действие должно нести практический результат, следовательно, роман надо рассматривать не просто как «духовный продукт», содержащий определённые идеи, но и как практическое пособие, которое можно применить в жизни.
3. Психологическое воздействие романа, несущего в том числе и пропагандистские функции, основано на следующих идеях: разум является первоначальным толчком для воспринимающего идею, однако в полной мере идея захватит человека в том случае, если одинаково задействованы и разум, и эмоции.
4. Психологическое воздействие романа достигается при помощи единства четырех основных элементов: темы, сюжета, характеристики и стиля. Однако сила романа, его «воодушевляющий эффект» — не в стиле или персонажах. Он достигается особыми механизмами, которые мы попытались выявить. В них и заключается психологическое оружие Айн Рэнд.
5. Мы выделили три стадии «воодушевляющего эффекта» романа: расшатывание эмоционального аппарата читателя; выдвижение эпатажной идеи, содержащей скрытую конвенциональную идею, которая в итоге и становится основной; позиционирование недостижимых идеалов и ассоциирование читателя с персонажем. Таким образом, Айн Рэнд не только смогла привлечь к своим идеям миллионы людей по всему миру, но и применила новаторский метод «воодушевляющего» пропагандистского воздействия литературного произведения.