Особенности конструирования эффективной коммуникации: к вопросу о юмористической составляющей академического дискурса
Алина Дмитриевна Комиссарова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
ауд. 184
2019-04-18
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности конструирования
эффективной академической коммуникации. В фокусе данного исследования находятся
языковые стратегии и приемы речевого воздействия на слушателей. Так, юмористические вкрапления позволяют лектору
эффективно взаимодействовать с аудиторией, удерживать внимание слушателей, активизируя
их логическое и образное мышление. Результаты исследования позволяют сделать вывод
о том, что использование юмора в устном академическом дискурсе способствуют
наиболее эффективному достижению цели коммуникации.
Тезисы
Доклад посвящен особенностям конструирования
эффективной академической коммуникации. Русскоязычная научная коммуникация
определяется культурно-релевантными особенностями русского менталитета, формирование
которых обусловлено историческими факторами. Ключевую роль в современном
динамичном формате академической коммуникации играют определенные стратегии и
тактики речевого воздействия на слушателей.
Представляется, что для наиболее адекватной трансляции научного знания говорящему необходимо руководствоваться принципом кооперации, сформулированным П. Грайсом, тактикой самопрезентации и тактиками речевого взаимодействия с аудиторией. К шести оптимальным языковым способам вовлечения слушателя в процесс коммуникации, которые активизируют его когнитивную деятельность, относятся показатели эпистемической модальности (по-видимому, несомненно, вероятно), риторические вопросы, структурирование сообщения (Для целей исследования значимыми оказались три принципа), опущение нерелевантных логических звеньев, юмористические вкрапления и нек. др.
Кроме этого, в рамках устного академического дискурса наблюдается переход к принципу сотрудничества лектора с аудиторией, что предполагает обратную связь участников коммуникативного акта. Так, юмор оптимизирует действие базовых коммуникативных функций и поддерживает позитивные эмоциональные связи между участниками коммуникативного акта.
Иными словами, общение в академической среде приобретает диалогический характер, что, с одной стороны, включает слушателей в коммуникацию, активизирует их когнитивную деятельность, способствуя лучшему усвоению материала, и, с другой стороны, увеличивает возможности и способы самопрезентации оратора и формирования его имиджа.
Представляется, что для наиболее адекватной трансляции научного знания говорящему необходимо руководствоваться принципом кооперации, сформулированным П. Грайсом, тактикой самопрезентации и тактиками речевого взаимодействия с аудиторией. К шести оптимальным языковым способам вовлечения слушателя в процесс коммуникации, которые активизируют его когнитивную деятельность, относятся показатели эпистемической модальности (по-видимому, несомненно, вероятно), риторические вопросы, структурирование сообщения (Для целей исследования значимыми оказались три принципа), опущение нерелевантных логических звеньев, юмористические вкрапления и нек. др.
Кроме этого, в рамках устного академического дискурса наблюдается переход к принципу сотрудничества лектора с аудиторией, что предполагает обратную связь участников коммуникативного акта. Так, юмор оптимизирует действие базовых коммуникативных функций и поддерживает позитивные эмоциональные связи между участниками коммуникативного акта.
Иными словами, общение в академической среде приобретает диалогический характер, что, с одной стороны, включает слушателей в коммуникацию, активизирует их когнитивную деятельность, способствуя лучшему усвоению материала, и, с другой стороны, увеличивает возможности и способы самопрезентации оратора и формирования его имиджа.