XLVIII Международная филологическая научная конференция

Стереотипы речевого поведения героя Шелдона Купера на материале американского ситкома «Теория большого взрыва»

Анастасия Александровна Мичурова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2019-03-27
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Речеповеденческий стереотип, речевые клише, кинодискурс, нерд.

Тезисы

Стереотип как модель поведения связан с определенным национально — и социально-исторически детерминированным выбором той или иной стратегии поведения в определенной ситуации. Под коммуникативными (речеповеденческими) стереотипами понимаются речевые клише (устойчивые воспроизводимые слова и обороты), закрепленные за типичными коммуникативными ситуациями. Это могут быть слова-привычки, частотные сочетания слов, выражения, разговорные речевые формулы, микротексты и даже определенные последовательности микротекстов, сопровождаемые символическими действиями (ритуалами). Некоторые речеповеденческие стереотипы сопровождаются или заменяются жестами, за которыми закрепляются культурно обусловленные значения.
Важной характеристикой коммуникативного стереотипа является индивидуальная регулярная повторяемость в однотипных (стереотипных) ситуациях. Герой-нерд Шелдон Купер в ситкоме «Теория большого взрыва» является яркой личностью, с индивидуальными речевыми характеристиками и речеповеденческими стереотипами. Так, не обладая развитым чувством юмора, герой предполагает отсутствие оного также у других людей, поэтому после каждой своей шутки он добавляет не несущее смысловой нагрузки слово «bazinga» (в русском переводе «бугагашенька»). Делает он это намеренно, подчеркивая, что его предыдущую фразу не стоит воспринимать всерьез.
Еще одним индивидуальным речеповеденческим стереотипом для Шелдона является предложение горячего напитка, когда его собеседник расстроен: «When people are upset the cultural convention is to bring them hot beverages». Данный речеповеденческий стереотип реализуется не менее чем в 10 сериях на протяжении всего ситкома. 
Также, Шелдон в качестве стимулирования или поддержания разговора регулярно употребляет фразу «Interesting fact…», после которой обычно следует небольшая лекция о каком-либо малоизвестном факте или событии, которые даже его друзья чаще всего находят скорее раздражающими, чем интересными. Кроме того, стоит отметить, что данный герой неукоснительно соблюдает этикетные речевые формулы, при приветствии, прощании, выражении благодарности и т. п. Однако, зачастую даже эти речевые стереотипы в его исполнении выглядят неуместно и комично, потому что Шелдон, как герой-социопат, плохо разбирается в уместности и неуместности употребления речевых клише.
Таким образом, можно утверждать, что герой Шелдон Купер в ситкоме «Теория большого взрыва» обладает целым набором речеповеденчиских стереотипов, что делает этого героя интересным для изучении с точки зрения лингвистики, а его языковой портрет ярким и запоминающимся, что, в свою очередь, ведет к дополнительному пониманию концепта нерд в современном кинодискурсе.