«Семейство Майа» Эсы де Кейроша — португальский Bildungsroman и его герои
Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2019-03-26
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Эса де Кейрош, И. В. Гете, Г. Флобер, роман воспитания, реализм.
Тезисы
Роман Эсы де Кейроша «Семейство Майа» вобрал в себя
почти все, что писатель считал необходимым для словесного искусства. Интересно
сопоставление этого романа с двумя другими романами, в которых мы имеем
развитие характеров: с романом И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Майстера» и с
«Воспитанием чувств» Гюстава Флобера. В этих романах весь ход повествования
связан с одной единственной фигурой — это герой, который является центром
повествования, остальные персонажи, детально разработанные, притягиваются к
этому центру. Но это не означает, что они живая декорация. Главный герой также
развивается только будучи связанным с другими персонажами, однако показан он, в
отличие от других, во всей целостности характера. Как у Флобера, так и у Эсы де
Кейроша все события, связанные с обучением и становлением личности Фредерика
Моро и Карлоса де Майа, соответствуют классическому примеру гетевского романа.
Но, в «Воспитании чувств» и в «Семействе Майа» есть тема жизненного поражения,
причем у Эсы де Кейроша это поражение более страшное, нежели у Флобера. Речь идет
не только о крушении в целом прекрасной души, но это крушение символически
указывает на крушение всей нации. Оно неминуемо, неизбежно, ибо герой включен в
поток исторического бытия, он часть единого целого, которое идет к краху.
Бесспорно, что роман Эсы де Кейроша использует все наследие романа воспитания (Bildungsroman). Здесь обстоятельства
формируют характер индивида, жизненный путь включает отрочество, юность,
зрелость. В романе Эсы де Кейроша через
призму главного героя показана вся Португалия, португальский человек его
времени, со всеми недостатками и достоинствами.