XLVIII Международная филологическая научная конференция

«Семейство Майа» Эсы де Кейроша — португальский Bildungsroman и его герои

Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2019-03-26
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Эса де Кейрош, И. В. Гете, Г. Флобер, роман воспитания, реализм.

Тезисы

Роман Эсы де Кейроша «Семейство Майа» вобрал в себя почти все, что писатель считал необходимым для словесного искусства. Интересно сопоставление этого романа с двумя другими романами, в которых мы имеем развитие характеров: с романом И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Майстера» и с «Воспитанием чувств» Гюстава Флобера. В этих романах весь ход повествования связан с одной единственной фигурой — это герой, который является центром повествования, остальные персонажи, детально разработанные, притягиваются к этому центру. Но это не означает, что они живая декорация. Главный герой также развивается только будучи связанным с другими персонажами, однако показан он, в отличие от других, во всей целостности характера. Как у Флобера, так и у Эсы де Кейроша все события, связанные с обучением и становлением личности Фредерика Моро и Карлоса де Майа, соответствуют классическому примеру гетевского романа. Но, в «Воспитании чувств» и в «Семействе Майа» есть тема жизненного поражения, причем у Эсы де Кейроша это поражение более страшное, нежели у Флобера. Речь идет не только о крушении в целом прекрасной души, но это крушение символически указывает на крушение всей нации. Оно неминуемо, неизбежно, ибо герой включен в поток исторического бытия, он часть единого целого, которое идет к краху. Бесспорно, что роман Эсы де Кейроша использует все наследие романа воспитания (Bildungsroman). Здесь обстоятельства формируют характер индивида, жизненный путь включает отрочество, юность, зрелость. В романе Эсы де Кейроша через призму главного героя показана вся Португалия, португальский человек его времени, со всеми недостатками и достоинствами.