XLVIII Международная филологическая научная конференция

Критика «нового героя» в кино и литературе: «Гибель богов» Лукино Висконти и «Бесы» Федора Достоевского

Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь

201
2019-03-20
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Герой, кино, литература, революция, интертекст.

Тезисы

Фильм Лукино Висконти «Гибель богов» (1969)  стал в свое время сканадлом, впервые представив публике «новых героев» — победно шествующих к власти нацистов, разрушающих на своем пути чужие жизни и аннигилирующих свое собственное прошлое. По ходу фильма эти «революционеры» уничтожают как представителей аристократического дома фон Эссенбеков, владеющих сталелитейными заводами, так и следы первого поколения коричневой революции («ночь длинных ножей» 1934 г., во время которой истребляются штурмовики СА). Помимо хорошо исследованных отсылок к трагедиям Уильяма Шекспира и к операм Рихарда Вагнера, в своем фильме Висконти ведет интертекстуальный диалог с «Бесами» Федора Достоевского. При этом режиссер не только обыгрывает в действиях младшего фон Эссенбека коллизии из «Исповеди» Ставрогина, но и использует главную идею романа Достоевского: критику нового человека. В «Бесах» мечтающие о революции «новые люди» представлены как аморальные существа, часто страдающие душевными заболеваниями и всегда готовые на убийство. Но если в финале романа Достоевского новые люди терпят поражение, то в кинонарративе Висконти они захватывают власть. Задача доклада состоит в том, чтобы выяснить на семантическом уровне сходства и различия в дискредитации нового героя в литературе и кино. Основной мой тезис состоит в том, что и в литературном, и в кинематографическом нарративах критика нового, революционного героя связана с тем, что тот перечеркивает собственное начало и тем самым, рано или поздно, обречен на провал.