Критика «нового героя» в кино и литературе: «Гибель богов» Лукино Висконти и «Бесы» Федора Достоевского
Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь
201
2019-03-20
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Герой, кино, литература, революция, интертекст.
Тезисы
Фильм Лукино
Висконти «Гибель богов» (1969) стал в свое время сканадлом, впервые представив
публике «новых героев» — победно шествующих к власти нацистов, разрушающих на
своем пути чужие жизни и аннигилирующих свое собственное прошлое. По ходу
фильма эти «революционеры» уничтожают как представителей аристократического
дома фон Эссенбеков, владеющих сталелитейными заводами, так и следы первого
поколения коричневой революции («ночь длинных ножей» 1934 г., во время
которой истребляются штурмовики СА).
Помимо хорошо
исследованных отсылок к трагедиям Уильяма Шекспира и к операм Рихарда Вагнера, в
своем фильме Висконти ведет интертекстуальный диалог с «Бесами» Федора Достоевского.
При этом режиссер не только обыгрывает в действиях младшего фон Эссенбека
коллизии из «Исповеди» Ставрогина, но и использует главную идею романа
Достоевского: критику нового человека. В «Бесах» мечтающие о революции «новые
люди» представлены как аморальные существа, часто страдающие душевными
заболеваниями и всегда готовые на убийство. Но если в финале романа Достоевского
новые люди терпят поражение, то в кинонарративе Висконти они захватывают власть.
Задача доклада состоит в том, чтобы выяснить на
семантическом уровне сходства и различия в дискредитации нового героя в литературе и кино. Основной мой
тезис состоит в том, что и в литературном, и в кинематографическом нарративах
критика нового, революционного героя связана с тем, что тот перечеркивает
собственное начало и тем самым, рано или поздно, обречен на провал.