XLVIII Международная филологическая научная конференция

Ночная плачея: причины болезни, симптоматика и ритуалы исцеления

Людмила Ивановна Иванова
Докладчик
научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

213
2019-03-20
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Мифология, карелы, ритуал, болезнь.

Тезисы

Фольклорно-этнографический материал по карельской народной медицине собран преимущественно во второй половине XIX и в XX вв. и хранится в архивах Карелии и Финляндии. В основе практически любой болезни карелы видели нарушение баланса между профаным миром людей и сакрализованным миром духов. Согласно верованиям, это происходило в результате нарушения человеком многочисленных реальных и виртуальных границ, разделяющих данные локусы: пространственно-временных, вербальных, ритуально-этических. Исцеление виделось лишь в случае восстановления баланса между мирами. Это достигалось путем просьбы о прощении, сопровождаемой самыми разнообразными ритуальными действиями и всегда обязательными заговорами, которым придавалась особая магическая сила. В начале XX в. это развернутые заклинания, позже — только краткие вербальные формулы.Жизнеспособность мифологических воззрении в народной медицине карелов объясняется недоступностью врачебной помощи. В 1887 г. в карельских уездах Олонецкой губернии имелось всего 8 врачей, а в Кемском уезде врачей вообще не было. Согласно карельским верованиям, ночная плачея (русская: ночница, плакса, заряница и т. п.) — это результат проникновения в ребенка (в исключительных случаях и во взрослого) одноименного мифологического существа, приходящего ночью (очень редко днем) из иного мира. Локусами его временного обитания в доме являлись рукомойник, печь, углы и пространство под скамейками. В качестве основных причин, вызывающих болезнь, называется неправильное поведение человека, нарушение им различных табу и границ, что и позволяет ночной плачее проникнуть сначала в дом, а затем и в тело или душу малыша. Это и «своя дума», сглаз, испуг, «от ветра», нарушение запретов (после захода солнца приносить в избу дрова и воду, топить печь, открывать окна и т. п.). Симптоматика: бессонница и неутихающий плач ребенка на протяжении длительного промежутка времени, постепенно осложняемый другими проявлениями и способный привести к летальному исходу. В первую очередь, существовали превентивные меры и ритуалы, предупреждающие возникновение недуга: их проводила повитуха в бане сразу после рождения ребенка и «делала сон». Было множество различных предметов-оберегов, предохраняющих младенца от ночной плачеи: колючие ветки шиповника, острые металлические предметы в дверной притолоке (пороге) или под колыбелью и др. Если ночной плачее уже удалось проникнуть в избу или в ребенка, требовались особые обрядовые действия, а у карелов чаще всего это был целый комплекс мер, последовательный ряд ритуалов, проводимый в различных локусах. Это и стремление «дать работу» плачее (модели орудий труда, кукла, газета), изгнать или уничтожить ее (сжечь, смолоть, сварить, истолочь, утопить), установить правильный сон или обменяться с мифологическим противником и др.