Символ как объект лингвокульторологического исследования
Елена Владимировна Сачкова
Докладчик
доцент
Российский Университет Транспорта
Российский Университет Транспорта
215-А
2019-03-21
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Символ, метафора, коннотация, лингвокультурология, лексическая номинация.
Тезисы
Одной
из актуальных проблем лингвистики является национально-культурная специфика лексических
номинаций. Одним из примеров такой номинации является символ. В
лингвистике традиционно символ рассматривается с двух позиций: 1) как
философская категория, как разновидность знака с особым значением; 2) как один
из тропов языка, близкий по своим характеристикам к метафоре и аллегории.
В
нашем исследовании мы рассматриваем символ как явление
лингвокультурологического порядка, совмещающее в своем значении как чисто лингвистические
факторы: метафоричность или метонимичность значения, так и влияние экстралингвистических
факторов, формирующих дополнительные коннотативные значения. Главным
экстралингвистическим фактором формирования семантики символа является
лингвокультурологический аспект, определяющий сложность и многоуровневость коннотативной структуры. Попадая в макроконтекст
произведения, символ помогает автору создать некую языковую реальность, параллельный
мир, расшифровать который предстоит читателю.
Разные
типы символов обладают различной частотностью употребления, что определяется
как жанром самого произведения, так и идеостилем автора. При этом символ
сохраняет свою главную особенность — единство значения, как на личностном
уровне для автора, так и на национальном уровне для носителей языка, объединенных общей культурой и историей.
Основную
трудность представляет интерпретация значения символа. Успех интерпретации в
первую очередь определяется фоновыми знаниями интерпретирующего. Немалую роль
при этом играет наличие общих фоновых знаний, примерно в одинаковом объеме, у
автора произведения и интерпретирующего. Необходимо отметить, что при создании языковой
реальности произведения автор может использовать как символы личностного плана,
имеющие значения только для самого автора или узкого сообщества, принадлежность
к которому автор подчеркивает использованием таких символов (например: поэзия
символистов), так и символы с широким значением национального и даже
общечеловеческого уровня, если произведение адресовано широкой аудитории.