XLVIII Международная филологическая научная конференция

Второй эпиграф в структуре романа Саши Соколова «Школа для дураков»

Дмитрий Кириллович Баранов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2019-03-23
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Саша Соколов, постмодернизм, мотивный анализ.

Тезисы

Роман «Школа для дураков» часто привлекает внимание исследователей как текст, в котором традиционный эпический сюжет отходит на второй план, а динамика романа строится на том, как развивается речь повествователя, как меняется мотивная система. В связи с этим ученые, обращающиеся к эпиграфам «Школы для дураков», как правило, интерпретируют их как указания на источники стилистических пластов романа или же обращают внимание на отдельные тематические переклички с основным текстом.
Однако второй эпиграф, представляющий собой список глаголов для запоминания, не просто вводит тематику и стилистику школьного учебника. Слова эпиграфа разворачиваются в основном тексте в значимые лейтмотивы и, расположенные именно в таком порядке, в сжатом виде отражают структуру романа. Глаголы «гнать» и «держать» характеризуют хаотичный мир, в котором вынужден существовать главный герой Нимфея. «Бежать, обидеть» — указание на значимое событие побега героя из «дома отца своего», в романе приобретающее мифологические черты добровольного ухода из рая, приобретающего неоднозначную характеристику. Это стремление уйти обижает мать героя. «Слышать, видеть» — мотивы особого видения и слуха героя связывают Нимфею с учителем Норвеговым и противопоставляют их остальному миру. Особая нагрузка этих глаголов поддерживается и эпиграфом романа, взятом из «Деяний святых апостолов», где умение слышать и видеть предстает указанием на богоизбранность. «Вертеть, дышать, ненавидеть» — мотивы, связанные в романе, во-первых, с самой идеей жизни, во-вторых, с тем, чему учит Нимфею Норвегов. Глагол «зависеть» указывает на независимость Нимфеи от времени, а также на то, что главный герой перерастает своего учителя: Норвегов, который называется в романе независимым, идет на компромисс с системой Перилло после того, как ему угрожают увольнением. Последний глагол «терпеть» за счет языковой игры указывает на принципиальную многозначность финала произведения. Глагол «терпеть», осознаваемый как связанный со словом «терпимость», связывается с конфликтным началом в романе: учитель Норвегов и отец главного героя, противопоставленные друг другу, борющиеся за Нимфею, «терпеть на могут» самых разных вещей. С другой стороны, глагол «терпеть» может быть связан со словом «терпеливый», то есть указывать на «терпеливую мать» Нимфеи, желающую, чтобы ее сын влился в ее мир, вжился в социум. Тематический возврат к матери главного героя обоснован потерей Савлом Норвеговым своей идеальности в последней главе романа — во время рассказывания притчи о плотнике.