Герой как субъект образных репрезентаций в английском философском романе
Алла Каримовна Исламова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Английский философский роман, центр эстетической системы, граница текста, феноменальное представление, гипостазированный образ.
Тезисы
Английский философский роман представляет собой одну из самых содержательных и своеобразных форм писательского творчества во второй половине XX в. Уильям Голдинг, Айрис Мердок и Колин Уилсон вошли в литературу как признанные мастера этой жанровой формы благодаря тому, что наполнили ее бытийным и идейным смыслом, сообщив глубокое личностное воплощение универсальным общественным конфликтам современности.
Смещение центра эстетической системы произведения в сторону экзистенциальных проблем личности повлекло за собой утверждение автономного статуса героя в качестве субъекта всех представлений об изображаемой реальности. В результате мир романа развертывается изначально в границах художественного пространства образов-феноменов, создаваемых субъектом эстетической деятельности методом гипостазирования, или наделения априорных понятий разума о внешнем окружении сущностными свойствами. Поскольку объективация первичных впечатлений о неизвестных явлениях основывается на эйдетике уже освоенных объектов, то эйдетические коды знаковой условности служат средствами для выражения нарождающихся идей в аналоговых формах метафор, аллегорий, мифологем. С развитием повествовательного сюжета и продвижением героя по стезе жизненного опыта, гипостазированные образы приобретают конкретные значения и смыслы, а мир-феномен претворяется в достоверную картину человеческой реальности под влиянием обогащенных и испытанных понятий субъекта о существующем порядке вещей.
Утверждение эмпирического критерия истины как меры единства субъективно мыслимых образов и объективно сущих предметов позволило английским писателям открыть границы философского романа для живописания актуальной действительности без ущерба для глубины идеологического содержания и целостности художественной формы.
Смещение центра эстетической системы произведения в сторону экзистенциальных проблем личности повлекло за собой утверждение автономного статуса героя в качестве субъекта всех представлений об изображаемой реальности. В результате мир романа развертывается изначально в границах художественного пространства образов-феноменов, создаваемых субъектом эстетической деятельности методом гипостазирования, или наделения априорных понятий разума о внешнем окружении сущностными свойствами. Поскольку объективация первичных впечатлений о неизвестных явлениях основывается на эйдетике уже освоенных объектов, то эйдетические коды знаковой условности служат средствами для выражения нарождающихся идей в аналоговых формах метафор, аллегорий, мифологем. С развитием повествовательного сюжета и продвижением героя по стезе жизненного опыта, гипостазированные образы приобретают конкретные значения и смыслы, а мир-феномен претворяется в достоверную картину человеческой реальности под влиянием обогащенных и испытанных понятий субъекта о существующем порядке вещей.
Утверждение эмпирического критерия истины как меры единства субъективно мыслимых образов и объективно сущих предметов позволило английским писателям открыть границы философского романа для живописания актуальной действительности без ущерба для глубины идеологического содержания и целостности художественной формы.