Проблемы сохранения языка и культуры этнолокальной группы карел-людиков (на примере Республики Карелия)
Мария Владимировна Дьяконова
Докладчик
научный сотрудник
Карельский научный центр РАН
Карельский научный центр РАН
1000
2019-03-23
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Карелы-людики, язык,
сельские территории, молодежь, брендинг, туризм.
Тезисы
Карелы — один из коренных этносов в Республике Карелия, но их численность неуклонно сокращается, в наиболее критическом состоянии находятся карелы-людики. Согласно оценочным данным, карел-людиков осталось не более 4–5 тысяч человек, но только 300–500 из них являются носителями своего языка. Карелы-людики проживают локально в трех районах Республики Карелия, в сельских населенных пунктах. Систематического преподавания людиковского наречия в Республике Карелия нет. Большую роль в сохранении национального языка и культуры в рассматриваемых нами поселениях играют этнокультурные центры и общественные организации. На их базе проводятся семейные языковые воскресные курсы, тематические вечера, бесёды на карельском языке и языковые лагеря. Воссоздаются и проводятся, по рассказам старожил села, народные праздники по старинным обычаям. Работают народные этнические театры и фольклорные коллективы. Большую роль в сохранении материального и нематериального наследия играют музеи, где ведется большая поисковая работа о быте, культуре, традициях и языке карел-людиков. Cельские территории в настоящее время испытывают ряд деструктивных процессов и имеют устойчивую тенденцию миграции населения, особенно молодежи. С оттоком молодежи из села, происходит и потеря социокультурного наследия карельских сел, размытие языковой среды, что в конечном итоге может привести к потере основных брендов территорий, языка и культуры. Рассматриваемые нами территории идеальное место для развития культурно-исторического, этнографического, активного и событийного туризма. Развитие территорий, создание бренда и сохранение культурно-исторического наследия невозможно без заинтересованности
и активного участия местного сообщества.