Куда вепсы «париться» ходили? (по данным ЛАВЯ и ВепКар)
Нина Григорьевна Зайцева
Докладчик
заведующий отделом
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
199
2019-03-18
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Вепсский язык,
лингвистическая география, этимология, корпусная лингвистика.
Тезисы
- Территория вепсского расселения — Межозерье — оказалась зоной, которая была разделена двумя гигиеническими традициями — банной и печной. Этнологи полагают, что более цивилизованный гигиенический путь — бани — в жизни и культуре вепсов появились довольно поздно, проникнув «от окружающего южнокарельского и севернорусского населения, имеющего развитую банную культуру».
- История же вепсского термина kül’bet’ ‘баня’, единого для всех вепсских диалектов, с закрепленными традицией бытования фонетическими сдвигами, противоречит представлениям о позднем появлении понятия ‘баня’ в вепсской среде. По свидетельству языкового материала «Лингвистического атласа вепсского языка» (ЛАВЯ), отраженного и в электронном корпусе ВепКар, термин для именования бани у вепсов один. Все изменения слова kül’bet’, свойственные для говоров вепсского языка и отразившиеся в его фонетическом облике, его семантика, ареал функционирования свидетельствуют в пользу вхождения данной лексемы в правепсский лексический фонд. Что касается происхождения вепсской лексемы kül’bet’, то можно предположить, что она является сложным словом, которое могло иметь вид *kül’b(end)/pert’ — также букв. ‘банный дом’, в котором первый элемент восходит к исконной прибалтийско-финской глагольной основе kylpe- (вепс. kyl’pt’ä) ‘мыться в бане, париться’ [SSA 2001: 462]. Вторая часть предполагаемого вепсского сложного -pert’ является древним праприбалтийско-финским заимствованием из древнерусского языка лексемы pert’, perti, главным значением которой было также ‘баня’.
- Отметим, что и название характерного атрибута банной культуры küuduk~kivduk ‘каменка, печь в бане’, а также лексема vastoidas (< vast ‘веник’) ‘париться, т. е. находиться в бане, обдавая тело теплом, где факт парения связан не с паром, как в русском языке, а с веником, также представлены во всех диалектах вепсского языка, дополняя «банную» тематику.
- Данный языковой контекст предполагает и исконный, возникший в правепсское время, характер самого явления — мытья в банях с каменками — в вепсской среде. Невозможно представить ситуацию, при которой именование (kül’bet’) могло бы возникнуть впрок, раньше самого понятия.