Герой современного итальянского романа-автофикшн: скольжение по грани
Татьяна Александровна Быстрова
Докладчик
доцент
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
25
2019-03-26
17:50 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Современная итальянская литература, автофикшн, самосочинение, самоинтерпретация, антигерой, саморазоблачение.
Тезисы
Роман-автофикшн, теорию
которого развил французский писатель С. Дубровский в статьях 1970-х гг.,
оказался невероятно востребован в Италии среди писателей-интеллектуалов конца
1990-х гг., и интерес к нему до сих пор не угас. Вальтер Сити стал известен
читателю именно благодаря романам-автофикшн, жанру, которому он отдает
предпочтение на протяжении всей своей литературной деятельности. В романах
Сити главный герой получает весьма нелестную самохарактеристику: «Вальтер Сити — пример посредственности. Все мои чувства донельзя
банальны, если я и отличаюсь от остальных — то отличаюсь, как все. Пожалуй, я
умнее среднего, но такого рода умом обладают те, кто хочет слиться. Даже то,
что я бахвалюсь своей посредственностью — свидетельство таковой, к таким
приемам прибегает буржуазная молодежь, покупая футболки с надписью «Я не такой» (Troppi Paradisi). В большинстве итальянских романов-автофикшн герой-повествователь
(писатель, преподаватель, интеллектуал, представитель буржуазного класса) неоднократно
подчеркивает собственную посредственность, бездействие, безразличие, отмечая данные качества, как общую характеристику современного итальянца-интеллектуала.
Вместе с тем, герой обладает и другими отрицательными характеристиками,
воспринимающимися обществом как «скандальные». Уже в первых строках он заявляет,
что является гомосексуалистом, открыто рассуждает о самых интимных подробностях
своей жизни, заявляет, что способен понять педофила. В романе «Школа обнаженной натуры» герой Сити, являясь
преподавателем университета, питает слабость к красавцу-культуристу Микеле, в
романе же «Рай во множественном числе»
содержит сожителя, годящегося ему в сыновья.
Во
многих романах-автофикшн герой глубоко противен самому себе как физически, так
и морально. Таков, например, герой Джузеппе Дженны. Он намеренно провоцирует
читателя, выступая то наркоманом, то гомосексуалом, то извращенцем, то убийцей
индвалида. Герой-повествователь Дженны переступает одну грань за другой, и делает
это провокационно открыто, не скрывая от
читателя самых отвратительных сторон своей натуры и стремясь к саморазоблачению.
Так, в романе «Италия Де Профундис» одна из глав представляет собой письмо героя самому себе, где он разоблачает свои слабые стороны, а вместе с тем и недостатки социальной системы Италии в целом.
В современном итальянском романе-автофикшн проблема героя и антигероя стоит достаточно остро. Отталкивающий, обладающий многочисленными пороками, бездеятельный герой открыто стремится к саморазоблачению и заставляет читателя заглянуть в себя и задаться вопросом: «А не являюсь ли и я в чем-то похожим на героя этого романа?» Тем самым писатели пытаются вернуть итальянской литературе остроту и функцию отражения действительности путем представления самого себя как зеркала таковой.
Так, в романе «Италия Де Профундис» одна из глав представляет собой письмо героя самому себе, где он разоблачает свои слабые стороны, а вместе с тем и недостатки социальной системы Италии в целом.
В современном итальянском романе-автофикшн проблема героя и антигероя стоит достаточно остро. Отталкивающий, обладающий многочисленными пороками, бездеятельный герой открыто стремится к саморазоблачению и заставляет читателя заглянуть в себя и задаться вопросом: «А не являюсь ли и я в чем-то похожим на героя этого романа?» Тем самым писатели пытаются вернуть итальянской литературе остроту и функцию отражения действительности путем представления самого себя как зеркала таковой.