Вариации колебаний, или как познать двойника
Irina Владимировна Golovacheva
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Михаил Евгеньевич Журавлев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2019-03-23
15:25 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Когнитивное
литературоведение, двойственность, двойничество.
Тезисы
В
докладе анализируются способы репрезентации доппельгангеров в двух знаменитых американских
двойнических рассказах — «Уильяме Уилсоне» («William
Wilson», 1839) Э. А. По и «Веселом уголке» («The Jolly Corner», 1908) Г. Джеймса — которые, как правило,
причисляются к готическому жанру (Gothic Horror). Двойнические тексты сочетают в себе топосы, обозначенные
Цветаном Тодоровым как «тема Я» и «тема Другого». Новая интерпретация двух классических
рассказов покажет, что двусмысленность как прием представлена по-разному и зависит
от конкретной смысловой и художественной прагматики. В обоих текстах
использован нарративный прием «ненадежный рассказчик», однако корни этой
«ненадежности» различаются. На первый взгляд, может показаться, что рассказ
Джеймса принадлежит к жанру, обозначенному во «Введении в фантастическую
литературу» Тодорова как «фантастическое в чистом виде» (pure fantastic). Однако,
несомненно, данный текст допускает и даже подталкивает к аллегорическому
прочтению «двусмысленной странности», что, согласно тодоровской теории, выводит
его за пределы этого жанра. Двойник Уилсона в рассказе По также взывает
к его прочтению как явления, искажающего естественный порядок вещей. Однако не/возможная
фигура второго Уилсона порой представлена в качестве реального действующего лица,
чье появление подтверждается реакцией второстепенных персонажей. Колебания читательского
восприятия усложняются финальной, очевидно аллегорической сценой. Именно аллегоричность
химерического персонажа По в сочетании с проблематичным онтологическим статусом
этого героя ставит перед нами целый ряд когнитивных препятствий. Мы предложим выходы
из данного тупика с позиций нескольких когнитивных теорий.