Специфика когнитивного стиля мышления современных студентов и его учет в учебных пособиях по русскому языку как иностранному
Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кинозал
2019-03-20
20:40 -
20:55
Ключевые слова, аннотация
Когнитивный стиль, стиль мышления, поколение X, поколение Y
Тезисы
Анализ современных исследований в области философии (гносеологические основания выделения стилей мышления), психологии (выявление ведущих характеристик личности современного студента) и социологии (черты современной личности, включенной в процесс познания окружающей действительности) позволяет говорить о том, что современный студент, принадлежащий к поколениям X и Y, воспринимает новую информацию через детали, имеет высокую скорости усвоения нового материала, что поддерживается гибкостью мышления и готовностью к смене точки зрения. К негативным чертам можно отнести отсутствие умений фильтровать информацию, обобщать и классифицировать, а также то, что при продуцировании господствуют лаконизм и фрагментарность. Анализ концепций современных пособий по изучению русского языка как иностранного позволяет выявить две группы тенденций, возникших как ответ на смену когнитивного стиля восприятия и усвоения информации современными студентами.
1. Учет специфики перцепции информации современными студентами находит свое отражение в следующих чертах современного пособия: 1) тенденция к отсутствию деления на «упражнения» и «задания»: предпочтение отдается «информационным блокам», выделенным в книге рамками, цветом, соответствующими значками; 2) часть информации расположена в интернете и доступна по специальным кодам; 3) получение информации происходит не только в результате прямой деятельности, но и параллельной (рисование, черчение, восприятие музыки и пр.) непосредственно в самом учебном пособии; 4) опора на комическое или по крайней мере оптимистическое содержание материала, имеющего креолизованную структуру и сквозную сюжетную линию; 5) выделение графическими средствами всех важных элементов (имитация «проработанного конспекта» — обведения важной информации в кружок, цветом, наличие подписей на полях и пр.).
2. Специфика усвоения информации, находящая свое отражение в заданиях и организации занятия: 1) выполнение заданий проходит индивидуально или маленькими группами, практически отсутствуют полилоги, дебаты и пр.; 2) присутствует возможность выполнения задания разными вариантами на выбор, так как волевая регуляция процесса должна исходить от самих студентов; 3) лишение человека возможности воспользоваться средствами выхода в Интернет расценивается как нарушение прав личности; 4) задействован альтернационный тип коммуникации; 5) использование многозадачности; 6) студенты имеют возможность продемонстрировать свои знания, показать свое превосходство над соучениками, выступить в роли объясняющего материал.
1. Учет специфики перцепции информации современными студентами находит свое отражение в следующих чертах современного пособия: 1) тенденция к отсутствию деления на «упражнения» и «задания»: предпочтение отдается «информационным блокам», выделенным в книге рамками, цветом, соответствующими значками; 2) часть информации расположена в интернете и доступна по специальным кодам; 3) получение информации происходит не только в результате прямой деятельности, но и параллельной (рисование, черчение, восприятие музыки и пр.) непосредственно в самом учебном пособии; 4) опора на комическое или по крайней мере оптимистическое содержание материала, имеющего креолизованную структуру и сквозную сюжетную линию; 5) выделение графическими средствами всех важных элементов (имитация «проработанного конспекта» — обведения важной информации в кружок, цветом, наличие подписей на полях и пр.).
2. Специфика усвоения информации, находящая свое отражение в заданиях и организации занятия: 1) выполнение заданий проходит индивидуально или маленькими группами, практически отсутствуют полилоги, дебаты и пр.; 2) присутствует возможность выполнения задания разными вариантами на выбор, так как волевая регуляция процесса должна исходить от самих студентов; 3) лишение человека возможности воспользоваться средствами выхода в Интернет расценивается как нарушение прав личности; 4) задействован альтернационный тип коммуникации; 5) использование многозадачности; 6) студенты имеют возможность продемонстрировать свои знания, показать свое превосходство над соучениками, выступить в роли объясняющего материал.