Создание образа героя в драмах Драйдена в рецептивном контексте межжанровых связей
Лариса Валентиновна Сидорченко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Драйден, Аристотель, Л. Кастельветро, Ле Боссю,
Р. Рапэн, героические трагедии, переделки шекспировских пьес.
Тезисы
В исследовании рассматриваются аспекты процесса
формирования теории драмы в Англии XVII в., в котором активное
участие принял выдающийся поэт и драматург Джон Драйден (1631–1700). В
1660–1670 гг. он способствовал утверждению в Англии героической пьесы как
жанровой разновидности героической трагедии, наиболее близкой к жизни
современного английского общества. В них отразились литературно-философские
взгляды Драйдена, основанные на сходстве и расхождениях с античными и
ренессансными идеями, способствовавшими формированию у Драйдена идеала
писателя-моралиста. В его драмах проявилось своеобразие его трактовки концепции
«свобода воображения поэта», вобравшей в себя идею разумной художественной
аллюзии, но ослабившей связь между драматургом и зрителем. На теорию
драматического искусства в Англии XVII в. оказала влияние
полемика о ценности античного наследия. Особую роль в ней сыграли труды Ф.
Бэкона, утверждавшего идею прогресса, и концепция кругового прогресса Дж.
Хэйквилла, согласно которой человек стремится к тому, чтобы вернуть силу,
присущую ему до первородного греха.
Идея рассматривать трагедию как пьесу, где главным
является величием души» героев, получила распространение во Франции и Англии не
без влияния «Сида» П. Корнеля. Драйден во многом следовал за Корнелем в
героических пьесах, протагонисты которых обладали способностью к великим
страстям и, как следствие, «величию души».
В целом, ни французская
классическая трагедия с ее статическими характерами, ни популярная в Англии
эпохи Реставрации испанская барочная драма с ее недостаточным вниманием к
развитию характера героев не являлись единственным образцом для драйденовского
подражания. Более привлекательный для Драйдена оказалась драма Корнеля,
соединившая барочные классицистические черты. Ссылки же Драйдена на драмы
елизаветинцев и его пространные рассуждения по поводу героических поэм у.
Дэйвенанта лишь подтверждали тот факт, что Драйден искал свой путь в русле
национальной драматургии.