«Подземный классик» и русская литература: рецепция творчества В. Г. Зебальда в современной русскоязычной прозе (на материале романов «Памяти памяти» М. Степановой и «Город в долине» А. Макушинского)
Светлана Юрьевна Новикова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-23
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
В. Г. Зебальд, М. Степанова, А. Макушинский, documentary fiction, автофикциональная литература.
Тезисы
Доклад посвящен рецепции произведений классика немецкой литературы второй половины XX в. В. Г. Зебальда (1944–2001) в русскоязычной прозе последнего
десятилетия: в романах «Памяти памяти» М. Степановой (2017) и «Город в
долине» А. Макушинского (2013). Отклик у писателей, открыто признающих влияние
поэтики Зебальда на их собственное творчество, находит, с одной стороны, способ
обращения немецкого писателя с исторической памятью. Повествование в жанре
documentary fiction, подразумевающее сплав фикционального и документального
начал, позволяет Зебальду, чье писательское внимание сосредоточено на
трагических эпизодах немецкой и, шире, мировой истории, «осторожное» обращение
с историей. Невозможность говорить об исторических катастрофах от лица очевидца
и, одновременно, настоятельная потребность осмыслить трагический опыт
предшествующих поколений, своеобразная одержимость «постпамятью» (термин М. Хирш),
приводят писателя к необходимости вести «косвенный», не претендующий на чистую
документальность рассказ об истории. Рассказчик уступает слово другим героям, воспроизводит
отрывки книг, пересказывает рассказы очевидцев, нарушая привычную иерархию
значимого и незначимого в отборе исторических фактов, что в итоге создает стереоскопическую
картину исторического события. Сочетание факта и вымысла и стереоскопичность
повествования оказываются актуальны для писателей, обращающихся к трагической хронике
событий отечественной истории XX в. (революция, Гражданская война, катастрофа
деревни при Сталине и др.). С другой стороны, востребованной оказывается автофикциональная
«составляющая» произведений Зебальда: способ рассказа о себе от первого лица, позволяющий
одновременно раскрыть свою личную историю и укрыться за вымышленным персонажем
(герой-рассказчик является своеобразным двойником писателя Зебальда). Рассказчиками
в анализируемых русскоязычных романах выступают писатели Степанова и Макушинский — фикциональные фигуры, лишь отчасти
совпадающие с «паспортной личностью» (Б. Дубин) своих создателей.