Возникновение гласной вставки при реализации согласного /r/ во французском академическом вокале
Ульяна Евгеньевна Кочеткова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2019-03-19
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Вокальная речь, французский консонантизм, эпентеза, протеза, эпитеза.
Тезисы
Цель настоящего
исследования заключалась в рассмотрении частоты возникновения гласной вставки в
различных контекстах, содержащих увулярный щелевой или дрожащий согласный во
французской певческой речи. Для этого были проанализированы реализации
французского /r/
в начальной и конечной позиции, а также в группах согласных. Необходимо отметить,
что явления эпентезы, протезы и эпитезы широко исследованы на материале
различных языков, однако в настоящий момент отсутствует детальное описание их
реализации в сочетании с согласным /r/ во французском вокале. При этом произношение данного
согласного как в оперном, так и в камерном жанрах представляет определенную
сложность для вокалиста и вызывает множество дискуссий как среди исполнителей,
так и среди теоретиков вокального искусства. Материалом данного исследования
послужили записи французских оперных певцов (Натали Дессей — сопрано, Филипп
Жарусски — контртенор), исполняющих романсы Габриэля Форе «Clair de lune», «Après
un rêve», «Mandoline», «En Sourdine», «Automne», а также романс Эрнеста Шоссона
«Colibri». Акустические характеристики согласного /r/ в различных позициях
были проанализированы с помощью программы Praat. Результаты
исследования показали, что в рассмотренном материале альвеолярный /r/ отсутствовал. При
реализации увулярного согласного в пении данных исполнителей наблюдались
явления эпентезы, протезы и эпитезы. При этом эпентетический гласный чаще всего
возникал в группах согласных типа VrCV.