Языковая реализация символического мотива «огонь в доме» (на материале поэмы П. Антокольского «Сын»)
Ирина Викторовна Якушевич
Докладчик
профессор
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
195
2019-03-20
13:40 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
Символ, означающее, означаемое,
символический мотив, миф, дом.
Тезисы
В
последние десятилетия лингвостилистика ощущает острую потребность исследовать
языковую природу символа. Это позволит оперировать им как единой смысловой
структурой, обусловленной мифом, и использовать символ в практике декодирования
художественного текста.
Символ «дом» представлен как билатеральный мотивированный знак (Р. Барт),
чье означающее выражено лексемой и называет некий чувственный образ, а
означаемое есть закрепленная за этим образом в культуре народа система
символических значений, подобных означаемому и воспроизводимых в сознании вне
контекста. Означающее символа «дом» (лексема дом) состоит из фонемного
ряда <дом> и двух понятий об эмпирическом образе: ‘здание’ и ‘жилье’.
Означаемое обусловлено одним из устойчивых в славянской мифологии значений 'дом
как тело и душа человека', Оно закреплено в фольклоре, диалектной лексике.
Как составляющая мифа, символ
транслирует особе антропоцентрическое мышление, где дом подобен человеческому
телу, отождествляемому с некоим пространством (В. М. Бехтерев,
Ж. Дюран). И все, что происходит внутри дома, материализует «пространство»
человеческого тела и души. Знаковая структура символа «дом», экстраполируется
на семантическую структуру текста и порождает две художественные реальности — дома
и человека. Такое многомирие символа обусловливает понимание символического
мотива как одноактного действия, совершаемого в реальности дома (в поэме «Сын» — «в доме горит/потух огонь»), и в реальности человека — героя поэмы («сын
жив/погиб»). Основные признаки символического мотива — константность в
культуре (закрепленность в фольклоре, словарях) и единство двух сосуществующих
реальностей, даже если одна из них не вербализована.
Компонентами символического мотива «огонь
в доме» является действие-предикат и зависимые от него аргументы-актанты (Е. М. Мелетинский). Это обобщенная модель
двух подобных ситуаций: 1) огонь (агенс или пациенс), горит/не горит
(предикат), дом (локатив); 2) человек (агенс или пациенс), жив/ мертв
(предикат), тело/душа человека (локатив). В тексте материализуются разными
лексемами в конструкциях параллелизма и метафоры. Так, в начале поэмы, детский
и юношеский дом сына – вся Москва, залитая солнцем. Мотив выражен двумя текстовыми
тематическими группами: 1) ‘свет’: все
светлей, оправлена в золото (метафора), слишком
много света, золотит, зайчиками прыгает, пурпуром ошпарил; 2) ‘Москва’: от Кремля до Земляного вала, Москва, камни и
фонтан у Моссовета, по всем Садовым. Смерть сына выражена
безличными предложениями в доме пусто, в окнах нет стекла.
Итак, символический мотив можно рассматривать как включенный
в структуру художественного текста и по-разному варьируемый символ, вносящий
мифологическое многомирие, организующее как особую систему образные средства поэмы.