Пути ментализации концепта «православие» в нецерковном тексте
Людмила Николаевна Донина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2019-03-18
14:45 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Ментализация, Летописец Еллинский и Римский, концепт, образное понятие, православие.
Тезисы
Концепт «православие» глубоко
и разносторонне изучен русской религиозной философией, а позже и др. науками. Эти
исследования имеют дело с развитым национальным концептом, нас же интересует а)
ранний этап его ментализации и б) специфика этого процесса в нецерковном дискурсе
— в «Летописце Еллинском и Римском» (редакция и списки XV в.). Хронограф представляет собой авторитетный
компилятивный текст, в котором широко отражена религиозная лексика: грецизмы,
старославянизмы, абстрактные существительные среднего рода с суффиксом
-(е)ние, устойчивые выражения.
Слово православие представлено «неожиданно» скромно в этом тексте:
употреблено 5 раз в ряду с существительными правовѣрие и правовѣрьствие. Встречается ближе к концу памятника, попадает в
тест из нескольких (неосновных) источников. Все фрагменты связаны с отношением
к иконам, во всех, кроме отрывка из русских летописей, упомянут император
Феофил, имя которого метонимически сближается с иконоборством. Т. о., если
говорить о существенных смысловых компонентах, которые вкладывались в этот
символ, можно установить то, что православие почитает святые иконы (и само святое, это единственное определение). Смысл
греческого слова передается в славянской книжности с помощью кальки,
составленной из общеславянских отвлеченных корней-образов прав- (правый, правильный,
праведный, правда) и слав- (слава, славить словом, в слове) с
добавлением суффикса -ие. При
соединении элементов каждый из корней приобретает духовную направленность, возникает
лексема книжно-абстрактного характера, но в «Летописце» мы видим усвоение её в конкретном
образном смысле.
Интеллектуальные усилия
направлены на выявление объема понятия. Содержательные признаки, возможно, накапливаются
в рамках опережающего по скорости ментализации концепта вѣра. Сочетание православная вѣра образует образное понятие, замещающее православие. Кроме того,
прил. православный способно занимать позицию
неразработанного содержания понятия, в качестве объема которого выступают названия людей: православныя люди, православных архиерѣи, всѣмъ
православным крестьяном. Объем понятия расширяется: христьянство
и крестьянство, крестьяне (78 раз) и христиане (77 раз) заменяют друг друга в близких контекстах и по
спискам. Формы православный
и православен представлены также как субстантивированные
(более 30 употреблений без сущ.).
Важнейшие семантические
процессы произойдут, видимо, после периода создания памятника, уже без
старославянского и греческого влияния, что и определит своеобразие русского православия по сравнению с греч. ορθο-δοξία. В хронографе отражено предшествующее этому соотнесение
символа православие с реальным миром живущих
и действующих людей — православных: радость велика православным о иконѣ святыя
Богородица (с. 511, из русской летописи).