«Крохотки» А. И. Солженицына: когнитивно-коммуникативные основания жанра и цикла
Ольга Витальевна Хорохордина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2019-03-19
16:00 -
16:15
Ключевые слова, аннотация
Авторский жанр, цикл произведений, речевая композиция, тематика, образ автора, образ адресата, текстовая тональность.
Тезисы
Когнитивно-коммуникативный анализ цикла
А. И. Солженицына «Крохотки» демонстрирует, что включенные в него
произведения являются вариативной реализацией индивидуально-авторского жанра «крохотки», для которого характерен следующий набор конститутивных черт: а) малый объем; б) стабильная
композиция с движением от изобразительно-повествовательного компонента к
интеллектуально-эмоциональному комментарию и обобщающему (философскому) заключению;
в) национально-духовная тематика, релевантная прежде всего для русского
адресата; г) многотональное повествование, где объединяются и контрастируют
между собой доминирующая благоговейная (перед Богом), обличительная (проявляющаяся в изображении фрагментов мира, не соответствующих нормам христианской этики), назидательная
(направленная на адресата-собеседника) тональности; д) образ автора, создаваемый сопряжением
нарративных ролей транслятора Высших истин, представителя соборного (русского
православного) единства и идентичного реальному автору рассказчика; е)
градуированный образ адресата: сам автор — близкий по статусу с автором
собеседник — Бог; ж) комплексность жанра, образующаяся слиянием при реализации
в «крохотке» базовых интенционально-содержательных пластов:
автокоммуникативного (дневниковой записи со свойственной ей саморефлексией),
коммуникативного (проповеди, беседы), супер-коммуникативного (исповеди,
молитвы). Конститутивные черты жанра «крохотки» обусловливают единство всего цикла,
при этом в каждом из включенных в него текстов обнаруживается и художественная
индивидуальность, и родство с некоторыми другими жанрами (путевыми заметками,
рассказом, фельетоном и др.).
В двухчастной композиции цикла отразилась история его создания: первые
17 «крохоток» написаны в 1958–1960 гг., заключающая эту часть «Молитва» — в 1963 г.; вторая часть цикла (14 произведений) создана Солженицыным в 1996–1999
гг. после возвращения на Родину из вынужденной эмиграции. Обе части завершаются
молитвами: в финале первой части в «Молитве» звучит благодарение за неотступное
сопровождение Господом автора на трудном жизненном пути и за дарованное ему
право «послать человечеству отблеск
лучей» Божих; в финале же второй части просительная «Молитва о России» — обращение
автора как части русской православной соборной общности к Богу с мольбой о
вызволении Родины из бедственного положения. Обе молитвы, занимая сильные
(финальные) позиции в каждой из частей цикла, становятся его
эмоционально-смысловыми доминантами, актуализируют гипертекстовые
ретроспективные и проспективные связи, чем обеспечивают единую кольцевую
композицию цикла, выступающего воплощением специфической
православно-патриотической картина мира А. И. Солженицына и отражением основных
черт его индивидуального писательского стиля.