XLVIII Международная филологическая научная конференция

Стихи с переменной анакрусой в классической и новейшей русской поэзии

Юрий Борисович Орлицкий
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет

210
2019-03-20
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Стих, переменная анакруса, поэзия.

Тезисы

«Стихи с переменной анакрусой» (СПА) (по определению М. Гаспарова) появляются на периферии русской версификации достаточно давно (вспомним «Ласточку» Державина) и всегда воспринимались или как экспериментальные формы, или как результат авторской небрежности, неумения выдержать размер (так Капнист «исправил» в свое время «Ласточку»). Почти все опыты классической поры — это трехсложники с переменной анакрусой (ТПА); в качестве примеров обычно приводят стихи Лермонтова (упорядоченный тип) и Тютчева (неупорядоченный). Типология типов ТПА разработана В. Холшевниковым. Особое место занимает СПА, появляющийся в переводах на русский язык дольников и «свободного стиха» Гейне, в большинстве случаев оказывающихся СПА; особенно показателен в этом смысле опыт В. Коломийцова. Перелом наступает в Серебряном веке, когда этот тип стиха все чаще вторгается в активную стиховую практику. Особенно показателен в этом смысле опыт  Волошина, использовавшего вольный СПА в своих переводах из Верхарна и затем в исторических поэмах. Эти произведения поэта нередко воспринимались как свободный стих (в полном соответствии с определением, данным Брюсовым). В новейшей поэзии наряду с ТПА все чаще появляются ДПА (двусложники с переменной анакрусой) и смешанные формы. Особенно активно используют их Геннадий Айги и Сергей Стратановский, а также Елена Щварц. Развитие СПА хорошо вписывается в общую картину гетероморфизации современной русской поэзии.