Стихи с переменной анакрусой в классической и новейшей русской поэзии
Юрий Борисович Орлицкий
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
210
2019-03-20
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Стих, переменная анакруса, поэзия.
Тезисы
«Стихи с
переменной анакрусой» (СПА) (по определению М. Гаспарова) появляются на
периферии русской версификации достаточно давно (вспомним «Ласточку» Державина)
и всегда воспринимались или как экспериментальные формы, или как результат
авторской небрежности, неумения выдержать размер (так Капнист «исправил» в свое
время «Ласточку»).
Почти все
опыты классической поры — это трехсложники с переменной анакрусой (ТПА); в
качестве примеров обычно приводят стихи Лермонтова (упорядоченный тип) и
Тютчева (неупорядоченный). Типология типов ТПА разработана В. Холшевниковым.
Особое место
занимает СПА, появляющийся в переводах на русский язык дольников и «свободного
стиха» Гейне, в большинстве случаев оказывающихся СПА; особенно показателен в
этом смысле опыт В. Коломийцова.
Перелом
наступает в Серебряном веке, когда этот тип стиха все чаще вторгается в
активную стиховую практику. Особенно показателен в этом смысле опыт Волошина, использовавшего вольный СПА в своих
переводах из Верхарна и затем в исторических поэмах. Эти произведения поэта
нередко воспринимались как свободный стих (в полном соответствии с
определением, данным Брюсовым).
В новейшей
поэзии наряду с ТПА все чаще появляются ДПА (двусложники с переменной анакрусой)
и смешанные формы. Особенно активно используют их Геннадий Айги и Сергей Стратановский,
а также Елена Щварц.
Развитие СПА
хорошо вписывается в общую картину гетероморфизации современной русской поэзии.