XLVIII Международная филологическая научная конференция

Я/МЫ как способ выражения «эго» говорящего (на материале речи ведущего радиоинтервью)

Олеся Олеговна Лисова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2019-03-19
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Я, мы, персональный дейксис, речь ведущего, интервью.

Тезисы

Конец XX в. характеризуется повышенным интересом (в области гуманитарных наук) к проблеме личности, в том числе и в лингвистике: если прежде язык изучался в системном аспекте, то в последние десятилетия исследователи, ставя личность в центр своего изучения, переносят интерес в область семантики и функционирования. В связи с этим, внимание лингвистов привлекают дейктики —  языковые средства, понимание которых напрямую зависит от позиции говорящего.
В настоящем исследовании нами рассматривается персональный дейксис, поскольку именно он в большей степени позволяет исследовать авторское начало в высказывании, обнаружить «эго» говорящего. Наблюдение за семантикой местоимений в тексте, их функциями, возможностями выражения точки зрения говорящего позволило произвести следующую классификацию «я» и «мы» дейксиса.
Так, «Я»-дейктики в речи ведущего радиоинтервью делятся на две группы в зависимости от роли говорящего в коммуникативном акте:
1. «Я»-дейксис организации коммуникативного акта;
2. «Я»-дейксис» экспликации личности говорящего. Первый тип включает в себя перформативные высказывания (перформативный «Я»-дейксис), а также высказывания, направленные на коррекцию/интерпретацию/оценку собственного дискурса (дискурсивный «Я»-дейксис). Функцией таких элементов является организация коммуникации между всеми участниками коммуникативного акта (говорящий-собеседник-слушающий). «Я»-дейксис экспликации личности говорящего определяет субъекта как некое реальное лицо с его историей (биографический «Я»-дейксис) и точкой зрения на мир (ментальный «Я»-дейксис).
«Мы»-дейксис в речи ведущего насчитывает три типа контекстов:
1. «Мы»-дейксис участников коммуникативного акта, не только маркирует физическое присутствие участников КА во времени и пространстве интервью, но также вбирает в себя другие функции «Я»-дейксиса (перформативную, биографическую и дискурсивную).
2. «Мы»-дейксис национального самоопределения содержит скрытую оценку говорящим социальной ситуации в стране или запрос собеседнику о данной оценке.
3. Самым неоднозначным остается последний тип — ментальный «Мы»-дейксис, который демонстрирует смешение в речи говорящего семантики местоимений «я» и «мы» — в настоящем исследовании предпринята попытка объяснить причины такого смещения.
Таким образом, жанровые особенности интервью позволяют оценить различные грани языковой личности ведущего интервью: с одной стороны, он выступает как организатор беседы интервью, он оценивает и корректирует собственный дискурс, с другой стороны, он включает себя в систему «мы» как «я и другие участники КА», в систему «мы» как  носителей национальной и социальной идентичности.