Шоковая терапия по-голландски: «Мокюментари» Вима Вандекейбуса на фестивале Open Look-2017
Елена Владимировна Юшкова
Докладчик
независимый исследователь
201
2019-03-26
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Вим Вандекейбус, Мокюментари на современного спасителя, постдраматический театр.
Тезисы
Современный
бельгийский хореограф и режиссер Вим Вандекейбус, представивший в 2017 г. на
фестивале Open Look
в
Санкт-Петербурге свою притчу, названную им «Мокюментари на современного
спасителя», подчеркивал в своих интервью, что хотел затронуть тему религии,
причем, не конкретную, а скорее чувство веры, присущее практически всем людям. Действие
спектакля происходит в странном пространстве, названном критикой
постапокалиптическом «нигде». Герои спектакля — семь исполнителей, семь
«избранных» или «спасенных» — но на самом деле совершенных неудачников, ведущих
себя нелогично и порой даже абсурдно, особенно взаимодействуя друг с другом. Эти
взаимодействия определяются физическими возможностями исполнителей его
коллектива Ultima Vez,
а они действительно уникальны: это и восточные единоборства, и современный
танец, и многие другие техники владения телом, хотя слово в спектакле также
присутствует. Монологи героев звучат вполне философски, несмотря на то, что некоторые из них лишь рассказывают истории своих персонажей, причем, в довольно абсурдистском ключе.
Шоковая
терапия, к которой прибегает режиссер спектакля, основана как на визуальных,
так и на музыкальных средствах. Влияние современного фламандского классика Яна
Фабра, резко разрушающего привычные стереотипы, сказывается здесь в полной мере. Физический
театр Вандекейбуса нельзя отнести к постдраматическому театру, как
невозможно определить и жанровую принадлежность спектакля. Но режиссер умеет
добиваться настоящего театрального катарсиса. За счет чего — об этом пойдет
речь в докладе.