XLVIII Международная филологическая научная конференция

Шоковая терапия по-голландски: «Мокюментари» Вима Вандекейбуса на фестивале Open Look-2017

Елена Владимировна Юшкова
Докладчик
независимый исследователь

201
2019-03-26
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Вим Вандекейбус, Мокюментари на современного спасителя, постдраматический театр.

Тезисы

Современный бельгийский хореограф и режиссер Вим Вандекейбус, представивший в 2017 г. на фестивале Open Look в Санкт-Петербурге свою притчу, названную им «Мокюментари на современного спасителя», подчеркивал в своих интервью, что хотел затронуть тему религии, причем, не конкретную, а скорее чувство веры, присущее практически всем людям. Действие спектакля происходит в странном пространстве, названном критикой постапокалиптическом «нигде». Герои спектакля — семь исполнителей, семь «избранных» или «спасенных» — но на самом деле совершенных неудачников, ведущих себя нелогично и порой даже абсурдно, особенно взаимодействуя друг с другом. Эти взаимодействия определяются физическими возможностями исполнителей его коллектива Ultima Vez, а они действительно уникальны: это и восточные единоборства, и современный танец, и многие другие техники владения телом, хотя слово в спектакле также присутствует. Монологи героев звучат вполне философски, несмотря на то, что некоторые из них лишь рассказывают истории своих персонажей, причем, в довольно абсурдистском ключе. Шоковая терапия, к которой прибегает режиссер спектакля, основана как на визуальных, так и на музыкальных средствах. Влияние современного фламандского классика Яна Фабра, резко разрушающего привычные стереотипы, сказывается здесь в полной мере. Физический театр Вандекейбуса нельзя отнести к постдраматическому театру, как невозможно определить и жанровую принадлежность спектакля. Но режиссер умеет добиваться настоящего театрального катарсиса. За счет чего — об этом пойдет речь в докладе.