Практика домашнего крещения в советской деревне (Вологодская и Архангельская области)
Софья Олеговна Куприянова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Любовь Викторовна Голубева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2019-03-20
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Ритуал, практики, повседневность, традиция и фольклор,
этнография, дискурс, Русский Север, крещение, ритуальное мытье, гендер, тактики, стратегии, советская деревня.
Тезисы
В фольклорном архиве СПбГУ и в открытом архиве
«Российская повседневность» зафиксированы описания практики крещения
младенцев на территории Русского Севера в период с 1920-х по 1980-е гг.
Задача настоящего доклада — описать практики крещения на
разных территориях (Вологодская и Архангельская области), учитывая их динамику
в историческом времени. Несмотря на очевидное сходство между двумя региональными
обрядами, обнаруживаются важные различия.
Крещение в церкви зафиксировано только на территории
Вологодской области в рассказах женщин, рожденных в конце XIX —
начале XX вв. Они сообщали собирателям о собственном крещении или
крещении своих детей.
Начиная с 1930 гг. XX в. на территории Вологодской
области практически повсеместно детей крестили дома, и старались сделать это
тайно от соседей («воровски»). Для крещения приглашали ритуальных специалистов,
женщин, которые знали ход обряда. Зафиксирована информация, что эти женщины
вели определенный образ жизни (вдовствовали, были знающими, принимали участия в
других ритуалах жизненного цикла), носили особую одежду.
В Архангельской области ритуальными специалистами также были
женщины. В отличии от вологодской традиции, где заметна смена церковного
крещения на домашнее, на Мезени эта смена не наблюдается. Все поколения
вспоминают исключительно о крещении детей в домашних условиях со знающей
и понимающий обряд женщиной.
Информанты указывают на то, что крещение могли совершать
свекрови или другие старшие женщины, которые помогали во время родов и
ухаживали за родильницей и младенцем. Одно из локальных названий крещения —
«мытье» («не мытые мы — не крещеные мы»). Но в отличие от ритуального мытья в
бане или печи, где ребенка распаривали, обмывали, ополаскивали, в крещении
важен жест окунания младенца в воду. Способы принятия младенца на руки после
окунания в купель являлись ритуальными жестами. Часто само действие — принятие
на руки после рождения, означало, что таким образом женщина становилась
крестной матерью (божаткой).
Деревенские
жители, в особенности женщины, продолжали крестить своих детей, несмотря
на запрет со стороны советской власти. Это действие очевидным образом было
рискованным для всех его участников, как для ритуальных специалистов, так и для
родителей. Выявление крещения могло караться даже в поздний советский период.
Так, например, родителей, крестивших своих детей, могли уволить с работы.
М. Де Серто в работе «Изобретение
повседневности» [Де Серто 2013], рассматривая практики повседневности, предлагает
различать понятия «стратегий» (порядок власти) и «тактик» (действие слабого). Рассмотрение домашнего крещения как
тактики, продолжающей существовать, несмотря на запреты со стороны государства,
является предметом настоящего доклада.